Система видов  и методов  контроля знаний учащихся при изучении учебной дисциплины «Технология хранения плодов и овощей»

Одним из существенных моментов в организации обучения является контроль за знаниями и умениями учащихся. От того, как он организован, на что нацелен существенно зависит содержание работы на уроке, как всей группы в целом, так и отдельных учащихся. Вся система контроля знаний и умений учащихся должна планироваться таким образом, чтобы охватывать все обязательные результаты обучения для каждого учащегося. Одновременно в ходе контроля надо дать учащимся возможность проверить себя на более высоком уровне, проверить глубину усвоения материала. В ходе изучения темы преподаватель проверяет результаты обучения путем проведения текущих самостоятельных работ, устного опроса, контрольных работ и других форм контроля.

Система контроля знаний включает в себя следующие этапы:

-определение целей контроля;

-разработка содержания контрольных заданий;

-выбор организационных форм контроля, адекватных его целям и содержанию;

-разработка порядка и процедуры предъявления учащимся контрольных заданий и их выполнения (методов контроля);

-разработка критериев оценок результатов выполнения контрольных заданий и требований к их анализу;

-предъявление учащимся заданий и выполнение их;

-анализ и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

Все выше перечисленные этапы должны быть взаимоувязаны между собой.

При разработке целей контроля изучения учебного предмета следует ориентироваться на учебную программу.

Если определяются цели контроля всего обучения, необходима прямая ориентация на требования квалификационной характеристики.

Разрабатываемые контрольные задания должны соответствовать целям контроля и содержания обучения.

Контрольные задания по характеру познавательной деятельности могут быть репродуктивными и продуктивными, чтобы обеспечить полноту контроля.

Целесообразно гибкое сочетание устного, письменного, текстового и других традиционных методов контроля.

Основным требованием для разработки критериев оценок является их адекватность целям и содержанию контроля. При репродуктивной проверке используются следующие качественные показатели оценок: полнота, систематичность, обобщенность, прочность, действенность знаний.

При продуктивной проверке применяются такие показатели: правильность решения задачи, полнота, самостоятельность решения, обоснованность выбора его варианта.

По предмету «Технология хранения плодов и овощей» применяется предварительный, текущий, рубежный и итоговый контроль.

Предварительный и текущий контроль обеспечивает оперативное управление учебой и ее корректировку.

Рубежный и итоговый контроль предусматривает проверку знаний по завершении отдельных этапов обучения и ориентирован на оценку его конечных результатов.

Рубежный контроль завершает изучение отдельной темы или раздела «Хранения плодов и овощей».

Для итогового контроля завершающим этапом является весь предмет.

Учитывая сложность предмета, отсутствие необходимой литературы и трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении данного предмета, контроль знаний стараемся разнообразить, включая в него элементы игровых ситуаций.

Отсюда перед преподавателем встает задача – сделать урок интересным, не только хорошо учить, но и умело выявлять результативность обучения.

Главное при овладении предметом «Хранение плодов и овощей» – это не конспекты, которые надо заучивать, а самостоятельная мыслительная деятельность учащихся. Урок без самостоятельной работы – это урок вчерашнего дня. В этих целях большое значение уделяем предварительному контролю знаний, т.е. изучению учебного материала на уроке. В таких ситуациях на уроке работают все – иначе нельзя. Преподаватель после объяснения каждого вопроса дает задание учащимся, которое они должны выполнить письменно на уроке. Ответы проверяются. Примером такого контроля служит программированный безмашинный опрос.

Задание содержит пять вопросов. Оно может быть роздано учащимся или спроецировано на доску через графопроектор «Лектор-2000». Время на решение – 5 минут. Через указанное время преподаватель спрашивает, все ли сделали задания. Через графопроектор на доске устанавливается правильный ответ. Каждый проверяет себя или сосед – соседа. Выявляется кто ошибся, причины ошибок. Если ошиблись многие, то преподаватель сам еще раз помогает уяснить правильное решение. (приложение 1)

Перейти на страницу: 1 2 3 4