Младшие школьники и их половое воспитание

В младших классах продолжают закладываться основы нравственного поведения и сознания. Отмечен­ные особенности эмоциональности благоприятствуют обогащению переживаний, и на пороге подросткового возраста дети уже обладают определенным нравст­венным потенциалом, который в немалой степени определит протекание пубертатного периода. Недо­статочное развитие воли и импульсивность поведения, любознательность, доверчивость, подражательность — вот то основное, на что опирается воспитатель и что, способствуя воспитательному процессу, может нести с собой и известную опасность. Младший школьник, обычно не умея четко выделить элемент для подра­жания, подражает во всем. Девочка копирует стар­шую подругу или героиню фильма, не только пытаясь воспроизвести главное понравившееся, но и перени­мая отношение к внешнему виду, к противоположному полу — она может сделать маникюр, поразить родите­лей внезапным изменением прически, начать «взды­хать» над портретом киноактера или заявить, что она — «не монашка». Мальчик может не только на­ращивать силу, стремясь походить на своего героя, но и перенять у него черты вульгарности и грубости, от­нюдь не добродетельный интерес к женщинам. Перед взрослыми в этих случаях возникает нелегкая задача: выявить первичный стимул к подражанию и, не оскорбляя его в глазах ребенка, очистить от всего наносного, случайного, нежелательного. Полезно не только объяснить, что та или иная черта нехороша, но и показать, как и чем она мешает ее обладателю. Однако только объясняя и требуя, не демонстрируя при­мером собственного отношения и поведения, взрослые способствуют тому, что дети могут ставить соблюде­ние моральных норм и правил в прямую зависимость от ситуации, настроения взрослых, вырабатывают представление о формальности морали и нравствен­ности— мораль для школы, мораль для дома, мораль для компании сверстников, мораль для себя и т. д. Первые уроки ханжества, двойной морали ребенок берет у взрослых, отнюдь не ставящих перед собой задачи преподать эти уроки, но полагающих, что вос­питывать ребенка следует, апеллируя только к его сознанию, разуму.

В младшем школьном возрасте складывается ряд новых психологических качеств. Уже к 3-му классу в ходе направленных воспитательных воздействий формируется произвольность как особое качество психических процессов, а в связи с ней и чувство долга. У одних оно устойчиво и проявляется в широком кругу жиз­ненных отношений, у других — лишь в отдельных по­ступках или сравнительно узкой сфере поведения, у третьих развито еще слабо, некоторые могут быть послушны, но лишь по мере требований.

Долгое время полагали, что младший школьный возраст сексуально нейтрален. В психоанализе он рассматривался как «латентный» период. В ряде цен­ных и содержательных отечественных руководств также можно встретить обобщенный, «бесполый» ана­лиз психологии и поведения младшего школьника. Из общепризнанного факта дружбы с представителями своего пола как важной черты этого периода нельзя вывести положения о сексуальной латентности — оно относится скорее к гетеросексуальной активности, чем к сексуальным интересам, и не означает прекращения или временной остановки психосексуального развития мальчиков и девочек. «Был аист нами в девять лет забыт, мы в десять взрослых слушать начинали, в тринадцать лет, пусть мать меня простит, мы знали все, хоть ничего не знали», — пишет К. Симонов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6