Практическое осуществление полового воспитания

Наибольший эффект в половом воспитании может быть достигнут при объединении усилий школы, семьи и общественности. В связи с этим родителям полезно знать общие принципы организации полового воспитания в нашей стране. Это поможет им лучше определять место и роль их собственных педагогических усилий.

Первый: высокая идейная направленность полового воспитания, определяемая его необходимостью и поль­зой для общества, тесная взаимосвязь с вопросами жизни человека, семьи.

Второй: единство воспитательных действий школы, семьи, общественности в половом воспитании, учет кру­га общения ребенка, источников его информации и путей воздействия на него.

Третий: полное использование всех воспитательных возможностей, учебных предметов, внеклассной работы, их преемственность и взаимосвязь.

Четвертый: неотделимость полового воспитания от общей системы нравственного воспитания, от всей учеб­но-воспитательной работы.

Пятый: целостность и систематичность воспитатель­ных воздействий в интересах полового воспитания, их осуществление с учетом возрастных, половых, индиви­дуальных особенностей ребенка на основе доброжела­тельности, понимания, уважения и требовательности.

В интересах полового воспитания педагогам следует использовать любые возможности, любые уроки, особен­но гуманитарного профиля: литературу, историю, обще­ствоведение. Например, рассказывая о классовой приро­де общества, о борьбе трудящихся, обязательно следует подчеркнуть, что в особенно тяжелом положении на­ходились женщины, и объяснить, почему. Говоря о борь­бе трудящихся за свое освобождение, необходимо под­черкивать значение борьбы за равноправие женщин, кри­тиковать при каждом удобном случае недостатки обыден­ного сознания, неверное отношение к женщине.

В предметах биологического цикла следовало бы на­чинать изучение человека значительно раньше 8 класса, причем не с анатомо-физиологических особен­ностей, а с места человека в общей картине мира, с вы­явления специфики человека одновременно как части при­роды и особого, социального существа. Как справедливо писал В. А. Сухомлинский, «странно и непонятно, почему во время утверждения личности школа не дает человеку никаких знаний о нем, о человеке, в частности о том спе­цифическом, что возносит человека над миром живого: о человеческой психике, мышлении и сознании, об эмоци­ональной, эстетической, волевой и творческой сфере ду­ховной жизни. Тот факт, что человек, по существу, ни­чего не знает о себе, часто бывает источником большой беды, за которую обществу приходится дорого распла­чиваться . Человек становится воспитателем самого себя, и тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое».

Перейти на страницу: 1 2 3