Сущность полового воспитания

Половое воспитание

— процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отно­шение человека к представителям другого пола.

Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и жен­щиной, как супружеские, но также и любые другие их

отношения — в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. По­ловое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведе­ние детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.

Цели и задачи полового воспитания полностью опре­деляются интересами общества. Неверно было бы счи­тать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на инди­видуальном уровне выражают особенности того общест­ва, представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так назы­ваемой личной жизни.

Ребенок развивается как личность в процессе деятель­ности; последняя представляет собой неразрывное един­ство. Однако здесь можно выделить специфические мо­менты. В плане способности преобразовывать мир (зна­ния, умения, навыки) — это обучение, в плане способ­ности к оценке общественного значения себя как дейст­вующей личности и конкретных своих действий (форми­рование нравственных понятий, определенное отноше­ние к окружающим людям, к обществу в целом и т. д.) — это воспитание.

В воспитании можно выделить такие последовательно происходящие процессы (соответственно этапы):

1) восприятие и запоминание чего-либо;

2) осознание и переживание этого, выработка положительной или отрицательной оценки;

3) возникновение чувства личной причастности к этому, его личностной значимости;

4) формирование потребности действовать в определённом соответствии с этим личностно значимым;

5) наконец, невозможность поступать иначе.

Процесс обучения может и должен иметь последова­тельный характер: сегодня учим одному, завтра — дру­гому. Таким путем можно осуществить программу обуче­ния, выработать целостную систему знаний. Воспитание тоже происходит последовательно, но значительно труд­нее организовать воспитательную деятельность так, чтобы последовательно воспитывать одно качество лич­ности за другим: здесь последовательность не всегда возможна — многое формируется одновременно, пусть и с разной эффективностью и скоростью. Если знание чаще напоминает цепь, последовательность, то личность — это, скорее, созвучие, гармония. Как раз в приложении к половому воспитанию это особенно актуально: есть определенное число людей, которые проявляют недоста­точную сознательность именно в специфических отношениях с представителями другого пола, придерживаются других убеждений, чуждых коммунистической морали, хотя, казалось, в других отношениях это вполне достойные члены общества.

Основные качества личности, которые последователь­но должны вырабатываться в процессе воспитания, мож­но отнести к двум взаимосвязанным направлениям: а) по их важности в общечеловеческом плане; б) по их значимости с точки зрения осознанной причастности ко все более широкой социальной группе — семье, коллек­тиву, обществу в целом.

В отличие от обучения, воспитание требует значитель­но больше времени. Это и понятно, так как процессы, происходящие при воспитании, более глубоки. Поэтому после какого-либо воздействия на ребенка с воспитатель­ной целью или события, имеющего воспитательное значе­ние, может пройти значительное время, пока скажутся результаты воспитания. Следовательно, непосредствен­ной обратной связи между воспитателем и воспитуемым нет, вернее, она срабатывает после довольно длительного латентного периода. Если ход процесса обучения срав­нительно легко контролировать, то в отношении воспи­тания сделать это труднее, и поэтому результаты воспи­тания нередко сказываются значительно позже, и поэ­тому порой они оказываются неожиданными для роди­телей. Кроме того, качества личности по мере развития ребенка не просто складываются (т. е. развитие личности происходит не путем простого сложения качеств), а каждое качество совершенствуется, углубляется, как бы обновляется и заново перестраивается на всё более высоком уровне, образует с другими качествами новое и более полное созвучие.

Перейти на страницу: 1 2