Веяния времени.

Привилегированное положение приобрел чело­веческий разум. В исторических сочинениях, худо­жественных произведениях придавалось особен­ное значение благотворному воздействию разума, все беды рода человеческого объяснялись его по­мрачением или невежеством. Апология разума бы­ла естественна, так как человек, освобождаясь от руководства со стороны божественного провиде­ния, предоставленный самому себе, обязан был отличать истинное, должное, ценное. Не постули­руя у всех людей способности к разумным решениям, не подчеркивая значения разума, нельзя бы­ло добиваться полной самостоятельности человека, свободно развивающего свою деловую активность без патронажа сверхъестественных сил и церкви, играющей роль посредника между ними и челове­ком.

Возникло умонастроение, являющееся «духом XVIII века» [20, c.3], направленное на «борьбу с феодаль­ной и поповской силой средневековья» [20, c.4]. Крупные изменения, происходившие в России, в полной мере ощущались и на родине Ломоносова, близ Архангельска, который со второй половины XVI в. до основания Петербурга служил основны­ми морскими воротами России. Город был цент­ром крупной торговли, судоходства, судостроительства. Север России вообще находился в бла­гоприятном положении, потому что населяли его преимущественно черносошные, т. е. не принадле­жащие помещикам, крестьяне, свободные от кре­постной зависимости. На Беломорском севере долго сохранялось влия­ние новгородской культуры. Черносошные кресть­яне жили самоуправляющимися «мирами» [1, c.60], кото­рые охватывали и церковный приход, и волость, и весь уезд. Государство опиралось на них в управ­лении краем, но нередко «миры» вступали в конф­ликты с воеводами и приказными чиновниками. Здесь, пожалуй, раньше, чем где-либо в России, началось разложение натурального хозяйства и рост товарно-денежных отношений.

Первая четверть XVIII века для России была временем важных перемен во всех областях жизни. Это были годы, когда «Россия молодая» [1, c.58] сбрасывала с себя путы вековой отсталости и становилась в один ряд с наиболее развитыми странами Европы. Создавалась новая система органов власти, управления и суда. На смену дворянскому ополчению и стрелецким полкам пришла мощная регулярная армия. Родился отечественный военно-морской флот. Одновременно с этим, в интересах государства, строятся крупные металлургические и текстильные фабрики, корабельные верфи, другие предприятия, развивается внутренняя и внешняя торговля. Появляются новые города, новые пути сообщения.

Менялся и быт российского населения. И дело было не только во введении европейского платья, бритье бород и курении табака. В городах и районах, где осуществлялись преобразования, меняются сам уклад жизни, сознание людей. При Петре I часто ценились не происхождение и родовитость, а ум и способности человека. Многие люди из «подлого сословия» становились выдающимися деятелями, крупными специалистами в разных областях.

Для развития России, во имя ее технической и «умственной» независимости от Европы, нужны были свои горняки, металлурги, корабелы, навигаторы, картографы и т.д., нужны были офицеры для армии и флота, знающие, образованные чиновники для государственного аппарата.

Петр I понимал необходимость ликвидации культурной отсталости России и распространения в ней просвещения. Он думал над тем, «как бы кратчайший и способнейший путь изобрести, чтобы завести науки и оным людей своих, елико мощно скорее обучити» [15, c.31]. Вначале он предполагал расширить объем преподавания в Славяно-греко-латинской академии в Москве, которую хотел сделать светской, и из которой выходили бы люди, «способные к службе церковной, гражданской, военной, к сооружению зданий и к искусству врачебному» [15, c.34]. Не дожидаясь, когда в России будет налажено низшее и среднее образование, Петр I задумал создать русскую Академию наук с гимназией и университетом. Об этом он советовался с известными европейскими учеными Лейбницем и Вольфом и просил их помощи в привлечении иностранных ученых для работы в русской академии, пока не появятся национальные кадры. Академия была открыта в 1725 г., уже после смерти Петра I. В ее истории большое место занимает М.В. Ломоносов – первый русский академик.

Перейти на страницу: 1 2 3 4