Информатизация учебного процесса

1.1Вся обозримая история человечества характеризуется сменой государств, империй, цивилизаций; сменой способов производства и орудий труда, культур, технологий и систем образования; использованием раз­личных видов энергии и средств коммуникации.

XX век, в особенности его вторая половина, прошел под знаком научно-технической революции — коренных изменений и преоб­разований способов производства на основе превращения достижений науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непо­средственную производительную силу.

Современная стадия научно-технической революции отличается тем, что, во-первых, техноло­гия переработки естественных материалов дополнилась технологиями соз­дания принципиально новых материалов на атомно-молекулярном уров­не, когда осуществляется опора на практическое использование законов атомной и ядерной физики, квантовой механики и релятивистской меха­ники, законов молекулярной генетики, оптоэлектроники, нанотехнологий, информологии и др., т. е. опора на представления, концепции, теории и законы, составляющие преимущественно квантово-полевую картину мира. Во-вторых, если главной отраслью в начальной стадии научно-технической революции опре­делялось машиностроение, автоматизированное на базе микроэлектро­ники и вычислительной техники, то теперь это сама микроэлектроника и вычислительная техника во всех ее разновидностях: компьютеры, ком­пьютерные сети и системы, глобальные международные сети и другие средства информатики, телематики и теленетики. В-третьих, резко воз­росла информатизация общества, появились индустрия информатики, но­вые информационные технологии. В-четвертых, произошла интеграция науки и производства, наука стала непосредственной производительной силой, а в информационной парадигме она ныне рассматривается как система накопления, хранения и переработки информации, ее ана­лиза с выработкой норм и правил отбора; как система создания ме­тодик и методологий моделирования. Наука ныне рассматривается как одна из коммуникативных систем и моделей.

С развитием науки, технологий развивается интеллект, растет энер­говооруженность, повышается уровень информационного обмена меж­ду людьми. Человек отличается от своих предшественников прямой по-: ходкой, творческим интеллектом, позволяющим создавать все

более и

более совершенные орудия физического и умственного труда, знако­вой и устной речью, письмом и печатью (рис. 1) и, наконец, вооруже­нием электронно-вычислительной техникой, выходами из реально­го мира в миры виртуальные с помощью книг и компьютеров (рис. 2).

Рис. 2. Развитие цивилизаций и информации (вне масштаба)

Рис. 1. Периодизация развития человеческого общества (по В.А. Забакову).

С количественной стороны функционирующая в человеческом сооб­ществе информация растет экспоненциально, со скачками (см. рис. 2), что связано с появлением все более и более новых способов распро­странения и хранения информации. Так, например, английский ученый Д. Робертсон полагает, что в истории было три крупнейшие информа­ционные революции: возникновение речи, письменности и книгопечата­ния. Возникновение языка ассоциируется с зарождением человечества, как такового, возникновение письма — с истоками цивилизации, а раз­витие печатного дела — с началом современной цивилизации.

Цивилизация и есть информация. Большинство факторов, характери­зующих цивилизацию, — этика и законы технологии, философия и ре­лигия, литература и искусство суть не что иное, как формы информа­ции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6