Гуманистическая концепция коллектива.

Идеи коммунарского движения И.П.Иванова, Ф.Я.Шапиро, М.Н.Ахметова и др. накануне перестройки поддержаны не были, что увело от прогрессивных методов организации коллективов. В тот период советская школа переживала ряд застойных явлений. После формализма и усиленного влияния идеологии на организацию коллективной жиз­ни школы, сковывания инициативы и творчества детей, чувствовалось их разочарование к общественным молодежным коллективным организациям (пионеры, комсомол). Поэтому к началу 90-х коллектив вызывал ассоциации со сред­ством унификации, усреднения личности, инструментом команд­но-административной системы управления.

В результате чего в 90-е годы коллектив стал объектом справедливой критики педагогов, а гуманизация образования потребовала разработки новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.

На данный момент сбалансированная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает наряду, с ее качественным обновлением, возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Новая гуманистиче­ская концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической пси­хологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и инди­видуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправле­ния и творчества в коллективе[68].

Такое содержание новой концепции и возобновления интереса к вопросам коллектива обусловлено тем, что человек – существо социальное, его развитие невозможно без контакта, без совместной деятельности с другими людьми. Он неосознанно стремится к обществу. И в то же время человек испытывает желание выделяться, осознавать себя не составной частью общей массы, а неповторимой, яркой индивидуальностью. При этом ему важно, чтобы эту неповторимость видели и ценили окружающие его люди. Эти желания составляют три группы задач его социальной деятельности:

1) социальной адаптации – активного приспособления к условиям среды, общества в соответствии с потребностями общества и собственными потребностями и мотивами.

2) Социальной индивидуализации – реализации совокупности установок на себя, выделение себя из группы

3) Интеграции – достижения взаимодействия между личностью и группой, сочетание личных интересов с интересами окружающих.

Особенности решения этих задач характеризуют особенности процесса социализации. Социализируясь, ребенок обогащается обществен­ным опытом, реализует себя как личность, становится не только объектом, но и субъектом соци­альных воздействий, оказывает влияние на социализацию дру­гих людей. Такое большое значение социализации для детей требует тщательного выбора средств, которые могут оказать действенную помощь для её проведения. И одним из наиболее эффективных средств социализации и развития личности, по мнению Антона Коновалова и Ольги Коноваловой[69], является создание коллектива. И с этим можно согласиться потому, что именно коллектив в современном обществе помогает решать существующие проблемы социализации подростков. В коллективе вырабатывается умение договариваться, вставать в позицию другого человека, находить ком­промисс, уметь быть и лидером, и ведомым, обладать организа­торскими качествами и самоор­ганизовываться, входить в группу и не ра­створяясь в ней. Также в условиях педагогически управляемого коллектива при реализации стремления к индивидуализации и самореализации, выбираются способы приемлемых для общества, тогда как вне него это встречается редко. Большую роль для личности коллектив играет и при развитии ответственности и планирования своих действий.

Перейти на страницу: 1 2 3