Российская традиция коллективного воспитания.

Тем временем западная педагогика не стояла на месте. Трансформации в области образования и воспитания были вызваны, происходящими, изменениями в общественных отношениях, экономике, политике и других сферах человеческой деятельности. В этот период уже утвердились рыночные законы, один из которых гласил: «спрос рождает предложение» следуя ему от педагогики требовались новые подходы к образованию, которые бы могли удовлетворить возросшие требования к объёму получаемых знаний, умений и навыков. Становилось очевидным, что развитие промышленности без образования работников, повышения уровня их знаний невозможно. Тот же работник, по крайней мере, должен был знать грамоту, что бы иметь возможность ознакомиться с инструкцией по обслуживанию, эксплуатации оборудования и техники безопасности. Учитывая то, что главными экономическими критериями является оптимальное соотношение цены и качества, совсем не кажется удивительным то, что коллективные формы воспитания и обучения оказались вне конкуренции при широком внедрении образования. В связи с этим ученический коллектив получил не только новый трамплин для совершенствования, но и новые масштабы распространения. Где с использованием коллективных форм стало возможным обучение малообеспеченных слоёв населения.

На западе обеспечением возросших потребностях в области образования и воспитания были заняты крупные педагогических центры: Лига нового воспитания, Международное Бюро Просвещения, в отдель­ных странах возникли национальные педагогические объединения, например, про­грессивная ассоциация народного образования (США). Они обобщали накопленный практический опыт учебных заведений и занимались изучением природы ребёнка что, безусловно, также способствовало оптимальному выбору формы обучений. Так как ни одна из стран, где они действовали, не ушла от коллективных форм, то можно сделать вывод, о том, что в результате своей деятельности большинство из этих центров не пришли к выводу об их слабой эффективности. Как и при рыночных отношениях, все эти и другие педагогические центры, отдельные видные педагоги не были однообразны в результатах своей деятельности. Вследствие разных направлений их деятельности наряду с: религиозной педагогикой, педагогикой ориентированной на философское осмысление процесса обучения и вос­питания, педагогикой нового воспитания, имела место, и социальная педагогика, которая отличалась особым подходом к коллективным элементам в воспитании.

Наиболее известный из её представителей Эмиль Дюркгейм[16] придерживался концепции стадий цивилизаций и коллективных представлений. По этой концепции человечество прошло исторические стадии, каждой из которых присущи свои идеалы воспита­ния - «коллективные представления». Под процессом обучения – он понимал приобщение каждого члена общества к «коллективным представлениям» данного вре­мени. И ввиду этого Э.Дюркгейм был убежден в общественном характере педагогического процесса. Он полагал, что воспитанием является - методическая социализация ученика. Что же касается школы, то роль её заключалась в развитии набора интеллектуальных, нравственных и физических ка­честв, которые требует общество и среда. Основываясь на его трудах можно видеть что, по его мнению, в итоге воспитания должна была произойти индивидуальная социализация.

Кроме вышеупомянутого, Э.Дюркгейм был за дозированное управление процессом воспитания, чем поднимал вопрос о снижении роли учителя. В его время учителю отводилось первостепенное место, чем, по его мнению, наносился ущерб развитию са­мостоятельности у учащихся. В тоже время, выступая за снижение роли учителя, в качестве первостепенного фактора воздействия на ребёнка Э. Дюркгейм выдвигал школьный класс.

Такой подход был связан с пониманием роли ученического коллектива как целесообразной среды воспитания и становления нравственных сил личности.

Выдвигая на такую роль ученический коллектив, за педагогом, Э. Дюркгейм признавал обязанность бесстрастно и без личных эмоций исполнять общественный заказ по воспитанию отдельных личностей для всего общества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5