Подходы к периодизации

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное пове­дение – это поведение, опосредованное определенным представле­нием. Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориенти­рующий поведение образ сначала существует в конкретной нагляд­ной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирова­ния произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появ­ляется стремление управлять собой и своими поступками[15].

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".

У дошкольника возникает осознание возможностей своих дейст­вий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. 3 года – внешнее «Я сам» 6 лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее[16].

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7