Самооценка

Этот опыт очень убедительно показал, что человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его тру­да оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в поло­жительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует же­лание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не заме­чается.

В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников по­степенно возрастает критичность, требовательность к себе. Перво­классники преимущественно положительно оценивают свою учеб­ную деятельность, а неудачи связывают только с объективными об­стоятельствами. Второклассники и в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и не­удачи в учении.

Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критиче­ской оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

На протяжении школьного обучения, уже в пределах началь­ных классов, смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с тре­бованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связыва­ется с потребностью иметь возможно более достоверное пред­ставление о самом себе.

Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, от­ветственных или безответственных, дисциплинированных или не­дисциплинированных.

Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно пере­оценить.

Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит глазным средством воздействия учителя на учащихся, яв­ляется, таким образом, гораздо более сложным, мощным и тон­ким орудием, чем это обычно предполагается.

Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д. Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет.

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны безусловно соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поста­вил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, кото­рые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребен­ка.

Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), – это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.

Перейти на страницу: 1 2 3