Неуспеваемость

Однако дефекты общего развития, характерные для длительно неуспевающих учащихся, являются часто результатом запущенной в начальной школе неуспеваемости. Как недисциплинированность, безответствен­ность, слабая воля, отсутствие трудолюбия, отмечаемые как при­чины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возра­стными особенностями. Невыполнение самостоятельной работы, отказ отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным от­ношением к делу. Слабая воля, отсутствие трудолюбия "вызыва­ют такие элементы отставания, как стремление избежать труд­ностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же особенно­сти личности школьников могут стать причиной небрежного вы­полнения работы, и в частности того, что ученик не использует. Самая подробная информация поминки кафе тут.

Это отражается в той или иной степени на успешно­сти обучение особенно таким учебным предметам, как матема­тика и языки.

При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе) Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учи­телей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых.

Не только отрицательное отношение к школе и учение по принуждению вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки ("хотя бы троечку") становится единственной целью и ведущим мотивом работы.

У некоторых учащихся цель получения отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средст­во для получения обещанной дома награды («заработать пятер­ками» велосипед, фотоаппарат, часы). Во всех этих случаях име­ет место внеучебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов.

Недостатки работы школы обычно рассматриваются в аспек­те учебной и в аспекте воспитательной деятельности педагогиче­ского коллектива школы.

Основными недостатками обучения, приводящими к неус­певаемости, считают преобладание репродуктивных методов, вер-бализм (установку на заучивание текстов), однообразие видов самостоятельной работы и дидактических средств, неправиль­ную дозировку материала урока.

Указывают также недостатки контроля и учета успеваемо­сти: непродуманные и неподготовленные контрольные работы, редкий и случайный контроль, плохую организацию индивиду­ального устного опроса, необъективную оценку знаний, антипе­дагогическое использование отметки.

Показано также отрицательное значение для успеваемости слабой преемственности в обучении, низкого уровня внеклассной и внешкольной работы. Отмечают и такой существенный, с нашей точки зрения, момент – не выделено главное и наиболее трудное в учебном предмет.

Наблюдение уроков приводит к выводу, что главным тормо­зом для развития познавательных интересов служат не отдель­ные неудачи учителей и факты нарушения ими педагогического такта, а общий низкий уровень их оценочной деятельности. Еще Б. Г. Ананьев показал важнейшее значение оценки учителя как для учащихся, так и для него самого. В ходе учебного процесса учитель формирует свою оценку работы и достижений учащихся и выражает оценку с помощью оценочных суждений и отме­ток.

Ведущее значение для стимулирования усилий учащихся и воспитания их самооценки имеют оценочные суждения учителя, в которых дается качественная характеристика их работ и отве­тов. Отметка же (балл) служит лишь символическим, ус­ловным выражением оценки. Отметка тогда приобретает воспи­тательное значение, когда она предстает как выражение понятой и принятой учеником содержательной оценки (или его самооцен­ки). В наблюдаемом же в школе учебном процессе содер­жательная оценочная деятельность учителя и ее выражение в оценочных суждениях сведены до минимума и самооценки уче­ников почти нет, самодовлеющее же значение получила отмет­ка, т. е. формальная сторона оценки. Это препятствует установле­нию тех подлинных отношений «учитель - ученики», которые ха­рактеризуют их совместную деятельность на пути к знаниям. Создается такая ситуация, как будто учителю (школе в целом) нужны только отметки. Это ведет к фетишизации отметок со стороны учащихся.

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10