Введение

Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обоснование с неизбежностью должно опираться на углубленный психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей.

В системе просвещения нашей страны имеется развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности с расстройством слуха. Главные идеи отечественной сурдопедагогики, которые легли в основу содержания и методов учебно-воспитательного процесса были сформулированы 50 – 70 годы.

Впервые этой проблемой занимались: российский дефектолог, член АПНРФ, профессор Ф. А. Рау. Им были разработаны учебные планы, программы, учебники, методические пособия. Способствовал осуществлению дифференцированного обучения неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезиной разработана научно мотивированная концентрическая система формирования устной речи. На основе исследований С. А. Зыкова внедрено в практику предметно – практическое обучение. Большой интерес с точки зрения развития методических подходов к обучению языку и специальному формированию грамматического строя представляют труды русского сурдопедагога – практика, доктора медицинских наук П. Д. Енько. Закономерности и этапы овладения фонетическим, словарным и грамматическим строем языка подробно и разносторонне исследовались Р. М. Боскис, К. Г. Коровин. Развитием речи слабослышащих детей занимался А. Г. Зикеев. В выборе направлений научных поисков при разработке эффективной системы обучения языку неслышащих важную роль сыграли исследования психологов Ж. И. Шиф, А. Ф. Лурия, И. М. Соловьева и другие, работы по слуховосприятию Е. П. Кузьмичева и др.

В данной работе была поставлена следующая проблема: Каковы основные проблемы работы над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах в условиях специального (коррекционного) образования 2-го вида.

Данная работа решалась через следующие задачи :

1. Проанализировать специальную педагогическую литературу по данной проблеме

2. Задачи работы по фоормированию устной речи

3. Понятие о речевом общении слабослышащих учащихся

4. Проанализировать обучение диалогической и монологической речи

5. Проанализировать развитие речи слабослышащих учащихся