Работа над культурой устной и письменной речи учащихся iii класса.

Часто мы задумываемся: как правильно произнести – спала или спала, звонит или звонит? Конечно, каждый отдельный пример мы можем проверить по словарю – и без этого иногда невозможно обойтись. Но все же норма правильного ударения существует, и проще следовать ей, чем каждый раз обращаться к справочной литературе.

Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.

Часто встречается неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: взяла вместо взяла, спала вместо спала и тому подобное.

Надо запомнить:

таких глаголов около 280 /непроизводных и производных/:

брать /собрать, отобрать, прибрать, убрать …/,

быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать,

клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, смыть, ткать.

Только приставка вы – “перетягивает” ударение на себя: гнала,

прогнала, но выгнала.

В этих глаголах прошедшего времени единственного числа мужского и среднего рода и множественного числа ударение совпадает с ударением в начальной форме: звать – звал, звало, звали. Но аффикс -ся изменяет ударение в глаголах множественного числа и иногда в глаголах среднего рода единственного числа: забралось, забрались; налилось, налились.

Некоторые глаголы, очень похожи на перечисленные выше, тоже односложные, но входят в этот ряд: бить-била, брить-брила, жать-жала, знать-знала, злить-злила /19;с.7-9/.

Подобные сведения сообщаются преподавателям в процессе изучения школьниками соответствующих разделов грамматики и закрепляются упражнениями.

Поставить ударение в словах: повторим, позвоним, осведомить, одолжить, дала, брала, спала, отворить, принять.

Образец: позвоним, брала.

Расставьте ударение в неопределенной форме глагола: багроветь, баловать, бронировать /покрывать броней/, группировать, закупорить, кашлянуть, морщить /лоб/, откупорить, ржаветь, удить.

Образец: багроветь.

Вам предложены отрывки из произведений А.С.Пушкина. Выпишите глаголы, образуйте формы прошедшего времени множественного числа и женского рода единственного числа. Расставьте ударение.

Образец: жил-жили-жила.

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря …

2. Теперь моя череда,

Условия сам назначу,

Задам тебе, важенок, задачу,

Посмотрим, какова у тебя сила.

3. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

4. … Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

5. Белку холят, берегут.

6. … Слуги белку стерегут …

Слова, в которых часто допускаются ошибки, берутся на учет и систематически включаются в упражнения.

Воспитание произносительной культура связано с обучение выразительному чтению. Обучение выразительному чтению органически входит в содержание уроков русского языка, так как изучение любой из тем курса русского языка, особенно синтаксиса, заключает в себе для этого богатые возможности.

Необходимо учить школьников правильному интонированию, использованию в речи пауз и логического ударения, обращая внимание на то, что изменение интонации приводит к изменению смысла предложения. Например, при ироническом произношении предложение Ты не опоздала приобретает значение, противоположное тому, которое оно выражает своим словарным составом и синтаксической связью.

Основными приемами обучения выразительному чтению являются: показ образца чтения преподавателем или мастером художественного слова записи; хоровое или индивидуальное чтение учащимися с последующим анализом; чтение по ролям с предшествующим анализом содержания читаемого; запись и прослушивание лучших сочинений или выступлений учащихся. Использование всех этих приемов повышает интерес школьников к выразительному чтению, а следовательно и к урокам русского языка, тем самым повышая уровень культурной речи /3;с.162-169/.

Перейти на страницу: 1 2