Задачи развития речи и обогащения словаря.

Произнесение звуков при инициативном обращении имеет осо­бенно важное значение для развития речевого общения: здесь за­рождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека. Столь же важно подражание звукам и зву­косочетаниям, которые произносит взрослый. Оно способствует формированию речевого слуха, формированию произвольности произнесения, а без нее невозможно подражание целым словам, которые ребенок позже будет заимствовать из речи окружающих взрослых. Первые осмысленные слова появляются в речи ребенка обыч­но к концу первого года. Однако, во-первых, их недостаточно — всего около 10 (мама, деда, ням-ням, ав-ав и т. п. ), во-вторых. малыш очень редко употребляет их по своей инициативе. При­мерно в середине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использо­вать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. Появляются первые предложения. Характерная осо­бенность этих предложений состоит в том, что входящие в них слова употребляются в неизменной форме: исе мака (еще моло­ка), мака капать (молоко кипит), кисень пецька (кисель на пе­чке), мама бобо (маме больно). Предложения включают два слова; три и четыре слова появляются позже, к двум годам.

Даже такая несовершенная по своей форме, по грамматиче­ской структуре речь сразу значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребенка. Малыш и понимает îáðàщенную к нему речь, и сам может обращаться к взрослому, вы­сказывать свои мысли, желания, просьбы. А это, в свою очередь, приводит к значительному обогащению словаря. Ведь ребенок уже хорошо подражает речи взрослого, услышанным словам, хо­рошо понимает обращенную к нему речь и может комбинировать в предложении вновь усвоенные слова со словами, усвоенны­ми ранее.

К полутора годам ребенок использует в активной речи при­мерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличива­ется — до 300 слов и более. Индивидуальные различия в разви­тии речи бывают очень большими, и приведенные данные, ко­нечно, приблизительны. Но главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количест­венном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш ис­пользует в своих предложениях (теперь уже зачастую трех- и четырехсловных), приобретают соответствующую грамматиче­скую форму: девочка села, девочка сидит, лопатку баба деля (сделала) (примеры из книги А. Н. Гвоздева).

С этого времени и начинается один из важнейших этапов ов­ладения родным языком—овладение грамматической структу­рой языка. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает к трем—трем с половиной годам. Так, к этому времени он упот­ребляет в своей речи все падежные формы (без предлогов и с многими предлогами—на волка похож, под землю спрятался и т. д.), формы глаголов, сложные предложения с союзами: Во сне видал, что волк укусил мне руку; Форточка открыта, чтобы проветрилось. К трем годам словарь ребенка возрастает до 1000 и более слов. В состав словаря входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междо­метия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4