История развития теорий об эмпатии.

И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выраженной спо­собностью проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать ему, ставить себя на его место.

Современное состояние изучения проблемы диагностики и разви­тия эмпатии. Что же происходит с понятием эмпатии по мере его утверждения в психологии. В 1934 г. в. одной из своих работ Дж. Мид дает определение эмпатии как способности принять роль другого человека. Постепенно акцент сме­щается с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через «воображаемое перевоплощение» .Интроспекция, принятие точки отсчета другого. (Банщиков В.М. .,Короленко Ц.П. ,Борисенко С.Б., Вербова и др.)

Процесс .понимаемый таким образом, уже не может быть чисто эмоцио­нальный. К эффективному элементу здесь добавляется когнитивный, как реагирование чувствами на чувства к эффективно когнитивному процессу понимания внутреннего мира другого в целом.

Первоначальные экспериментальные исследования эмпатии и организовывались в рамках лабораторных и полевых экспериментов. Однако со временем схемы экспериментов стали критиковаться за их искусственность, за невозможность воспроизведения в специально конструируемых услови­ях всей полноты и тонкости процессов общения.

Новый импульс к развитию представлений об эмпатии и её исследова­ний в последние десятилетия был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом , эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса семейной жизни и т. д. К. Роджерс определял эмпатию, как «способ существования с другим человеком. Это значит войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома, это значит быть сензитивных к изменениям чувственных значений. Непрерывно происходящих в другом человеке, это означает времен­ное проживание жизни другого продвижение в ней осторожно, тонко , без суждения о том, что другой едва ли осознает…». С точки зрения гуманистической психологии слушание с пониманием (слы­шание) лечит, а не объяснение, интерпретация как, например, в психоана­лизе.

Эту главную идею гуманистической психологии повторяет интерсубъек­тивный подход в отечественной социальной психологии: понятие диалога как слушания – слышания, подтверждения ( Хараш А.Л.).

В последствии К. Роджерс распространил свое понимание эмпатии на другие сферы человеческого общения: учение – учитель ,ребенок-родитель и т. д .К. Родждерс говорит об эмпатии, как о важнейшей установке, свойст­ве фасилитатора / ведущего/. Фасилитатором. т.е. способствующим про­цессу / личностного роста, учения,общения/ может быть, по его мнению, не только психотерапевт, .но и учитель, родитель, супруг.

В сфере образования К .Роджерсом и его последователями проведены масштабные / 600 учителей,10000 учеников/ исследования ,показывающие роль эмпатии в обучении и воспитании.

Так у учеников учителей- фасилитаторов , демонстрирующих более высо­кий уровень эмпатии .по сравнению с детьми, обучающимися у "традицион­ных" учителей,наблюдалось:

1) меньше пропусков занятий в учебном году;

2) больше личностной автономности; меньше физической и вербальной агрессии;

3) более развитое "Я-концепция", более позитивное самоуважение,

4) более высокие академические успехи;

5) меньше дисциплинарных проблем;

6) меньше актов вандализма;

7) рост творчества в течении года;

8) большая спонтанность, свобода проявления, более высокий уровень мышления.

Опыт проведения психологических тренингов для учителей, школьных психологов, родителей , студентов , полученный многими практическими пси­хологами, и , том числе

( Гипперейтер Ю. Б, Карягиной Г.Д., Козловой Е.И.) обнаружен важнейший психологический феномен, он состоит в том, что освоение казалось бы, внешних способов выражения эмпатии оказыва­ется мощным средством , запускающим глубокие личностные трансформации самих участников тренинга, освоение эмпатической способности в конеч­ном счете приводит к её личностному присвоению. Не всегда , однако, сама идея эмпатии и попытки освоения .этой способности связываются со спе­циальными дополнительными личностными свойствами. Поверхностно по­нятая эмпатия только как манера поведения., как способ общения с парт­нером превращается в псевдоэмпатию этот термин введен группой психо­логов вышеназванных. Они наблюдали за работой учителей в школе и осо­бенно часто там встречались с феноменов псевдоэмпатии. Возникла идея специального анализа и изучения случаев как истинной эмпатии, так и псевдоэмпатии.

Эмпатия важна для педагогов, чтобы проявить её в общении с учениками почувствовать

их и показать свои чувства

им. А.С. Макаренко по.

Перейти на страницу: 1 2