Заключение

1. Разработана концептуальная модель педагогической интеграции, обогащающая педагогическую теорию в целом и теорию педагогической интеграции в частности, способная выполнять функции теоретикометодологического инструмента развития интегративно-педагогической теории и практики;

2. Определены и описаны структурно - содержательные характеристики эвристико - методологического обеспечения педагогической интеграции, заключающего в себе ее источниковую базу, основания и факторы;

3. Проанализирован состав понятийно - терминологического обеспечения педагогической интеграции: традиции толкования интеграции и их педагогическая интерпретация, инвариантные характеристики педагогической интеграции, проблемы и пути ее идентификации; дана формулировка понятия "интеграция в широком смысле слова" как процесса и результата развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности;

4. Раскрыты общетеоретические характеристики педагогической интеграции; разработан культурогенетический подход к выявлению исходного генетического основания педагогической интеграции - отношения, изначально складывающиеся между педагогикой и техникой, соответствующими знаниями; определены подходы к структурированию закономерностей педагогической интеграции; выявлены и описаны ее морфологические и функциональные показатели;

5. Предложены типология интегративно-педагогических исследований и принципиальная схема последовательности этапов исследования интеграционных процессов в педагогике; классифицированы и описаны методы интегративно-педагогических исследований;

6. Выявлены и описаны элементы технологометодологического обеспечения педагогической интеграции; раскрыты характериологические и структурно - содержательные показатели интегративно-педагогической деятельности как специфическому виду педагогической деятельности, в ходе которого актуализируются теории и практики; проделана попытка определения движущих сил и механизмов этой деятельности; раскрыта и подробно описана ее технологическая инфраструктура: условия, средства, "технологическая цепочка"; рассмотрены основные характеристики интегративно-целостного подхода - важнейшего технологометодологического инструментария педагогической интеграции.

Таким образом, находит подтверждение основное положение нашей гипотезы, предусматривающей зависимость эффективности выстраиваемой в работе концептуальной модели от степени представленности в ней всех уровней интегративно-педагогической деятельности - методологической, теоретической и практической. Наличие теоретико-методологической вертикали в данной модели позволяет ей органически объединять в себе фундаментальные и прикладные функции, делающие возможным целостное, а значит, адекватное, рассмотрение интегративно-педагогических явлений в единстве их методологических, теоретических и практических параметров.

[1] Понятие "гносеология систем", а также "онтология систем", заимствовано нами из работ В.Г.Афанасьева. Первое означает познание систем, системность знания, другое - бытие, существование систем ( С.4). С ними кореллируют понятия "гносеологический уровень действительности" и "онтологический уровень действительности", "гносеологическая реальность" и "онтологическая реальность". Система научного знания, - пишет, например, Н.В.Бряник,-обладает статусом гносеологической реальности" ( С.85).

[2] Здесь уместно напомнить, "что доминирующий существенный признак педагогической деятельности - это интегративное взаимодействие" (455. С.139).

[3] Интегративные вопросы к государственным экзаменам по педагогике и методике преподавания географии и биологии (для студентов очного и заочного отделения / Сост. Н.А.Едалина, Т.А.Комарова, С.Н.Поздняк. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос.- пед. ун-та, 1998. 15 с.

[4] Темы рефератов и методические рекомендации к государственному экзамену по гуманитарной подготовке. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та. 1994. 92 с.

[5] Программа и вопросы по педагогике к государственному экзамену/ Урал.гос.пед.ун-т / Сост. Днепров С.А., Днепрова Т.П. / Науч. рук. А.С.Белкин. Екатеринбург: Изж-во Урал.гос.пед.ун-та. 1996. 22 с.

[6] В.П.Зинченко. Искусственный интеллект и парадоксы психологии// Природа. 1986. N 2. С.68.