Понятие о сбалансированном комплекте олимпиадных заданий. Шкала сложности.

Рис. 1. Вид шкалы сложности.

Крайне интересным представляется расположение на этой шкале «очевидной», «недоступной» и «нулевой» задач. Очевидно, исходя из определения задач, видно, что «очевидная» задача – это есть предельный случай самой простой типовой задачи, то есть располагается она на оси ординат в −∞. «Недоступная» задача – есть предельный самый сложный случай творческих задач, располагается на оси абсцисс в +∞. «Нулевая» же задача, в силу своей двойственности, располагается на шкале в единственно пригодном месте – точке (0,0). Данная шкала недаром называется шкалой сложности, ведь видно, что усложнение творческих задач выражается перемещением точек, соответствующих задачам, вправо, вдоль оси абсцисс, а усложнение типовых задач – вверх, вдоль оси ординат.

Возникает вопрос: как же отображается на шкале сбалансированный комплект задач? Ответ вполне очевиден – сбалансированный комплект отображается направленными отрезками прямых, проходящих перпендикулярно к биссектрисе главного координатного угла (см. рис. 1), и, как следствие, пересекающих координатные оси под углом в 45°. При этом направление этих отрезков указывает увеличение сложности от задачи к задаче во всем комплекте. Если привести простой пример с комплектом из 2-х задач, то получим следующую шкалу:

Рис. 2. Шкала сложности для двух комплектов из 2-х задач.

Для данного примера: комплект задач 1 и 2 считаем сбалансированным (задача 2 сложнее задачи 1), а комплект 3 и 4 считаем несбалансированным (задача 4 сложнее задачи 3).

Данная шкала имеет огромное практическое значение, так как позволяет с большой точностью определить, является ли данный комплект задач сбалансированным или нет. Поэтому она используется в разработанной программе в качестве одного из показателей качества задач.

Перейти на страницу: 1 2