Методы интегративно-педагогического исследования

7.3. Логико-гносеологические методы: а) метод диалектического соотношения объема и содержания понятия (Б.М.Кедров); б) метод сравнения наиболее употребляемых категорий, обозначающих интегративные процессы в педагогике (В.И.Журавлев); в) метод анализа базовых понятий в педагогике (В.И.Журавлев). Метод диалектического соотношения объема и содержания понятия опирается на выведенный Б.М.Кедровым (15) закон о прямой пропорциональной зависимости между данными основными характеристиками понятия. Суть концепции: поскольку содержание и объем понятия выражают собой определенную ступень познания круга охватываемых данными понятиями объектов (объем) и существенных признаков их (содержание), то по мере развития наших знаний о предмете, их углублении и расширении должно совершаться изменение содержания и объема понятия. В этом и состоит процесс изменения, движения и развития научного понятия, вызванный действием заключенных в нем противоречий объекта познания и связанных с общими противоречиями самого процесса познания. Так, в связи с приобретением понятием "операция" педагогического значения происходит и углубление содержания: к производственнотехническим признакам добавляются педагогические, например, расчлененность операции в соответствии с педагогическими целесообразными требованиями и одновременное расширение объема. понятие операции охватывает уже не только производственные объекты, но и "учебные объекты".

Метод сравнения наиболее употребляемых категорий, своим результатом имеет сравнительные данные, характеризующие степень усвоения интегративной терминологии в педагогике и в сравниваемой дисциплине. Пример такого анализа представлен в книге

В.И.Журавлева "Педагогика в системе наук о человеке" (156. С.19-31). Метод анализа базовых понятий в педагогическом исследовании также нашел отражение в работе В.И.Журавлева (156.С.46-61).

8.4. Метод категориального синтеза: в научнопедагогической системе особое место занимают категории - понятий "предельной степени общности" (А.В.Усова), являющиеся своего рода "стягивающими центрами (концентрами)" всей совокупности компонентов научно-педагогического знания - фактов, понятий, законов, теорий и др. (В.С.Гершунский). Этот процесс "стягивания" выражает суть категориального синтеза. Метод категориального синтеза с большой эффективностью реализует свои возможности при анализе так называемых "интеграторов" научно-педагогического знания, в качестве которых могут выступать педагогические законы, принципы, методы и т.д.

8.5. Лингвистические методы исследования интеграционных процессов в педагогике. В их состав мы включаем: а) семантический анализ; б) прагматический анализ; в) компонентный анализ; г) преобразующий лингвистический эксперимент; д) методы когезии и интеграции текста; е) константанализ. Первые четыре метода описаны и реализованы в докторской диссертации В.С.Безруковой. Семантический анализ предполагает осуществление операций с текстом: прочитывание текста, осмысление его, выделение терминов-понятий, которые должны: а) обладать самостоятельным значением; б) быть логически завершены и нерасчленимы по смыслу;

в) быть способны к самостоятельному существованию вне контекста;

г) быть опорой педагогической теории; устанавливаются связи между терминами-понятиями. Прагматический анализ заключается в мысленном приведении отобранных понятий-терминов в соответствии с реальной педагогической действительностью. Компонентный анализ предполагает описание и противопоставление объектов через их признаки. Он состоит из нескольких операций: 1) метода симптоматической статистики (сленговый метод) - метода сплошной росписи текста в сочетании со статистическим расчетом; 2) метода сортировки терминов-понятий: все одинаковые сводятся в классы, устанавливаются межтерминологические связи по симатическому родству, создаются "гнезда" по единому смысловому корню; 3) устанавливается алфавитная последовательность расположения этих групп- "гнезд" в словаре. Например, в книге "Количественные измерения в исторических исследованиях" (227) в основу группировки или "уплотнения" словаря кладется так называемое "лексико-семантическое" поле. На основе чего производится поиск показателя взаимосвязи терминов, их сопряженности. Причем чистота совместного употребления ограничена "полем контекста" из трех фраз. Частоты сопряженности каждого основного термина образуются в определенную совокупность количественных характеристик. Данная совокупность служит основой для математико-статистического анализа. Семантический, прагматический и компанентный виды анализа составляют в сумме содержание лингвистического эксперимента, основной целью которого является создание искуственного источника исследования - словаря.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12