Проблемы идентификации педагогической интеграции

2. Понятийное "поле" интеграции как общенаучной и педагогической категории представляет собой систему развитых вертикальных и горизонтальных связей и отношений, элементами которой выступают: а) производные от термина "интеграция" слова (интегральное качество, интегральная информация, интегральная часть и др.); б) слова, выражающие вертикальную структуру понятийного поля педагогической интеграции (связь, взаимосвязь, взаимодействие и др.); в) слова, отражающие горизонтальную структуру понятийного поля педагогической интеграции (система, синтез, диффузия и др.). Так же, как и инвариантные характеристики интеграции, единицы ее понятийного "поля" могут быть спроецированы на педагогическую область.

3. Разработанное нами структурно-содержательная модель решения проблемы идентификации педагогической интеграции предполагает: 1) выявление ее сущности и специфических характеристик; 2) отграничение ее от близкородственных понятий и явлений; 3) определение ее категориального статуса.

3.1. В основу решения первой части указанной проблемы кладется сформулированный нами принцип изоморфизации предметов воспитания и педагогической интеграции. С опорой на него последняя характеризуется как процесс и результат развития, становления и формирования многомерного человека, человека как "биосоциоприроднокосмического существа" (В.С.Шубинский) в условиях специально организованной интегративно-педагогической деятельности. Подобное толкование педагогической интеграции обусловливает необходимость признания в качестве ее основополагающего признака антропонаправленности. Согласно ему, человек есть исходный и конечный пункт педагогической интеграции, ее абсолютный системообразующий фактор: на каких бы уровнях образовательной теории и практики, в каких бы формах педагогическая интеграция не осуществлялась,- в любом случае предметом и целью ее будут выступать качественные преобразования в человеке. Из чего в свою очередь логично вывести: всякое проявление интеграционных процессов в педагогической сфере, в том числе научно-педагогической имеет свои "личностные последствия" (В.С.Безрукова).

3.2. Ближайшими категориальными "родственниками" педагогической интеграции выступают межпредметные связи, взаимосвязь и преемственность. Все они суть ветви одного корня - объединительных процессов, реализуемых в области образовательной теории и практики. В этом смысле их можно представить как параллельно развивающиеся системы в общем ряду указанных объединительных процессов, что обусловливает возможность их паритетного существования в один исторический промежуток времени.

Наряду с этим нельзя не признать возможности выделения приоритетной линии развития на данном историческом отрезке времени. В настоящее время ведущей тенденцией является интеграция. С другой стороны это не должно вести к элиминации из педагогической сферы - других разновидностей объединительных процессов, осуществляемых в ней: слишком сложна педагогическая действительнлость, чтобы она могла ограничиться какой-либо из них. Вместе с тем очевидна "разность интегративных потенциалов интеграции, межпредметных связей, взаимосвязи и преемственности. Это касается широты и глубины осуществляемых в рамках их объединительных процессов. Если межпредметные связи и взаимосвязь ограничены в своих действиях горизонтальными отношениями между дисциплинами, преемственность - главным образом, вертикальными связями образовательных уровней, то интеграция имеет по сути неограниченное поле действия, охватывая собой все три сферы существования педагогической действительности - методологическую, теоретическую и практическую. Если в ходе осуществления межпредметных связей, взаимосвязи и преемственности наблюдаются процессы координирования и комбинирования в отношениях между кооперируемыми компонентами при сохранении последними своей статусной и функциональной самостоятельности, то в случае с интеграцией,- процессы взаимопроникновения и взаимоуподобления, ведущие к появлению на основе данных компонентов качественно нового образования, в рамках которого происходит существенное ограничение их автономности.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13