Структура оснований и факторов педагогической интеграции

В научной литературе термин "основание" употребляется в самых различных смыслах. Например, "различают общемировоззренческие, теоретико-познавательные и философские основания. Широкое применение имеют также понятия "основания науки", "основания теории" и др. Термин "основание" используется и при описании явлений, выражающих те или иные объединительные процессы. Так, достаточно широко распространено мнение о том, что основанием взаимосвязи знаний и научных дисциплин является предметно-объектное единство мира, принципиальная общность своих свойств материи и законов ее развития. Имеют место подходы к классификации видов основания синтеза знаний. В частности выделяются методологические, онтологические, гносеологические и социальные основания (Н.Т.Абрамова) Предпринимаются попытки определения оснований конкретных форм синтеза знаний. Например, объективные основания интеграции исторической науки и искусства рассматриваются как соотношение познавательных и ценностных мотивов в научном и художественном отражении действительности, соотношение предметов исторической науки и искусства (232 ). С.Н.Смирнов выводит основания синтеза биологического и технического знаний "объективная закономерность развития технологических способов производства и практическая инеобходимость его биологизации (социально-практическое основание синтеза биологических и технических знаний); общность закономерностей построения и функционирования биологических и технических систем (онтологическое основание синтеза биологических и технических знаний". (436. С.239).

В педагогике чаще нежели "основание" употребляется термин "основа", например: "психологические основы педагогики", "теоретические основы педагогического проектирования"; теоретико-методологические основы", " инновационные основы в системе образования" и т.д. Данный термин используется и применительно к объединительным процессам в педагогике. А.П.Беляева формулируется основы взаимосвязи общего и профессионального образования (43 ). В.Е. Гмурман раскрывает содержание объективной основы ассимиляции в педагогике инонаучных знаний: "Человек,- пишет он, - часть природы . Однако он не только продукт окружающей среды, но и творец "очеловеченной природы" и социальной среды . Сущность воспитания состоит в том, что оно изменяет поведение и развитие индивида, стимулирует положительные склонности, преодолевает отрицательные. Воспитание - процесс социальный, а развитие - социально-биологический. Именно эти различия создают объективную основу для ассимиляции в педагогике инонаучных знаний, т.е. данных обществознания и естествознания" (315. С.26). В.В.Гаврилюк рассматривает основы теоретического синтеза современных дидактических систем (84. (С.137-139). В качестве объективной основы, "которая определяет интеграцию общественных, естественных и технических наук". Г.И.Батурина называет "всестороннее развитие гармонической личности" (30. С.4). В педагогике имеет также место использование терминов "основания педагогики" и "аксиологические (ценностноцелевые) основания педагогической деятельности" (Б.С.Гершунский). Под основаниями в данном случае понимаются наиболее общие, фундаментальные положения, определяющие исходные, базовые знания о сущем и объектах данной науки и, добавим от себя, данной деятельности (см. 97. С.91. С.320-334). В педагогических работах нами обнаружено и само понятие "основание интеграции". Так, по мнению О.Е.Лисейчикова, "основанием интеграции может служить психический образ того или иного умения, доминирующей функцией которого является ориентировка в деятельности ." (384. С.97).

Таким образом имеются доводы в пользу признания "репрезентативности" понятия "основания педагогической интеграции", которое правомерно могет быть интерпретировано и как предпосылки существования и осуществления данной интеграции, и как средства ее объяснения. В первом случае основания педагогической интеграции, представляют собой совокупность онтологических и гносеологических составляющих. Во втором - образуют стержень эвристико-методологического обеспечения педагогической интеграции и включают в себя наиболее общие положения философского (общеметодологического), общенаучного, частнонаучног и конкретно научного характера. Исходным совокупным онтологическим основанием педагогической интеграции выступает, интегративная природа которой находит выражение в таких ее свойствах, как полисистемность, полиструктурность, гетерогенность. Полисистемность означает включенность педагогической деятельности в "поле внимания" практически бесконечного числа систем - общественных, политических, государственных, правовых, экономических, личностно-коммуникативных, информационных и т.д. Причем, между педагогической деятельностью и ее макроокружением существует весьма примечательная причинно-следственная связь: "чем богаче творческое содержание профессиональной инженерно-педагогической деятельности, тем выше потребности специалиста ПТУ в содержании внепроизводственной деятельности" (Г.Е.Зборовский). Полиструктурность выражает момент включенности в содержание педагогической деятельности огромного множества составляющих. Так, по данным Г.Е.Зборовского и Г.А.Карповой, в деятельности мастера производственного обучения насчитывается 121 вид деятельности (264). Гетерогенность выражает то обстоятельство, что в составе педагогической деятельности представлены разнородные элементы. В деятельности того же мастера производственного обучения имеют место виды деятельности педагога, инженерно-технического работника, рабочего. В.С.Гершунский выделяет в структуре педагогической деятельности учебно-воспитательную, научно-исследовательскую, управленческо-педагогическую, педагогическую деятельность, связанную с развитием самой науки. " . Категория "педагогической деятельности,- замечает он,- охватывает и ту сферу, которая связана с развитием самой науки педагогики. Дело в том, что совершенствование педагогической науки и важнейших компонентов логической структуры (оснований, теорий, законов, закономерностей, категорий, понятий, принципов, методов, идей, фактов) отнюдь не спонтанный, саморазвивающийся процесс. Этот процесс является управляемым и именно поэтому требует организации деятельности науковедческого характера .(98. С.50). Гетерогенность педагогической деятельности проявляется и в том, что в ней объединяются проектировочные, конструктивные, гностические, организационные и коммуникативные умения (Н.В.Кузьмина).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6