Проблемы семейного воспитания на современном этапе .

Откуда берутся балованные дети ? Наблюдая за нашими современниками , часто приходишь к выводу , что ребёнок превратился сегодня в некое новое божество , которое необходимо во что бы то ни стало защитить от превратностей жизни .

В такой ситуации слова “ считаться с ребёнком “ означают для родителей “ сделать его центром своей жизни “ . Сколько родителей с гордостью признаются , что ребёнок для них - это всё , хотя на самом деле от них требуется нечто совершенно иное , а именно : служить примером и ориентиром для своих детей .

Когда ребёнок желанный , то он часто выполняет роль идеального “Я “ своих родителей : он заполняет пустоту , становится высшим достижением супружеской пары . Разве можно в чём - либо отказать маленькому богу ? Ребёнок , возведённый в божественный ранг , не знает никаких запретов , и родители готовы пойти на любые жертвы , чтобы выполнить каприз своего чада . Многие родители доходят до того , что меняют профессию , местожительство и даже разводятся ради мнимого “ благополучия “ ребёнка .В ответ они ожидают, что со временем он оправдает возложенные на него надежды .(11)

Культ детей можно наблюдать в сценках городской жизни , в школе, в автобусе , в скверах и ресторане . Везде слышится одно и то же : защитить ребёнка , иными словами - задавить его инициативу , оградить его от необходимости действовать .Таким воспитанием родители лишают ребёнка возможности сделать над собой даже малейшее усилие , чтобы преодолеть самого себя . Они оказывают ему плохую услугу , из - за которой в будущем он может потерять к себе уважение .

Говорят , что избалованный ребёнок почти всегда вырастает в неблагодарного по отношению к своим родителям .(4)

Такое поведение взрослых основывается на двух весьма сомнительных предпосылках . С одной стороны , утверждается, что человеческая личность развивается наиболее гармонично, когда она испытывает минимальные трудности , причём под гармонией в данном случае подразумевается не равновесие сил , а отсутствие конфликта вообще . С другой стороны , подчёркивается , что истинные потребности ребёнка соответствуют его высказанным желаниям , по крайней мере настолько, насколько они согласуются со взглядами родителей . Другими словами , едва появившись на свет , ребёнок якобы уже инстинктивно знает , что для него хорошо .

Но на практике существует мнение , что ребёнку необходимы как положительные , так и отрицательные эмоции . Для успешного развития ребёнка полезно изредка отказывать ему в чём - то , ограничивать его желания , тем самым подготавливая его к преодолению подобных ситуаций в будущем . Именно умение справляться с неприятностями помогает маленькому человечку сформироваться как личность .

Роль взрослого человека состоит прежде всего в том , чтобы помочь ребёнку стать взрослым , то есть научить его противостоять действительности , а не убегать от неё . Отгораживая ребёнка от реального мира , пусть даже с самыми благими намерениями , родители тем самым лишают его возможности приобрести жизненный опыт , найти свой путь .

Конечно , с ребёнком необходимо разговаривать , однако бесконечное терпение , с каким взрослые подчас растолковывают что –нибудь ребёнку или выслушивают его самые наивные вопросы , может причинить ему только вред .Он не сможет воспринимать реальный мир во всей его полноте и будет думать , что жизнь и впредь будет лишь слегка журить его за совершённые поступки .

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7