Всестороннее воспитание ребенка

.Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с само­го раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой мате­ри. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каж­дый человек, если только он этого действительно захо­чет, а кроме того, это – дело приятное, радостное, счаст­ливое. Совсем другое – перевоспитание. Если ваш ребе­нок воспитывался неправильно, если вы что-то прозева­ли, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запу­стили ребенка – тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания – уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпе­ния, а не у каждого родителя все это найдется. Возь­мем даже такой случай, когда переделка помогла, вышел человек в жизнь и работает. Все смотрят на него, и все довольны, и родители в том числе. Но того никто не хо­чет подсчитать, сколько все-таки потеряли. Если бы этого человека с самого начала правильно воспитывали, он больше взял бы от жизни, он вышел бы в жизнь еще бо­лее сильным, более подготовленным, а значит, и более счастливым. А кроме того, работа перевоспитания, пере­делки – это работа не только более трудная, но н горест­ная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, ча­сто портит родительский характер.

Родители всегда должны помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не приш­лось переделывать, чтобы с самого начала все было сде­лано правильно.

Семья перестала быть отцовской семьей. Уже давно жен­щина пользуется такими же правами, как и мужчины, наша мать имеет права, равные правам отца. Наша семья подчиняется не отцовскому единовластию, а представля­ет собой коллектив. В этом коллективе родители обладают известными правами.

Обо всем этом каждый родитель должен иметь совер­шенно ясное представление. Каждый должен понимать, что в семье он – не полный, бесконтрольный хозяин, а только старший ответственный член коллектива. Если эта мысль хорошо будет понята, то правильно пойдет н вся воспитательная работа.

Известно, что эта работа не у всех одинаково успеш­но протекает. Это зависит от многих причин н прежде всего зависит от применения правильных методов воспи­тания. Но очень важной причиной является и самое уст­ройство семьи, ее структура. В известной мере эта струк­тура находится в нашей власти. Можно, например, реши­тельно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкно­венно превышают полезную норму. Любовь родитель­ская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или его смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится на­стоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

Только в семье, где есть несколько детей, родитель­ская забота может иметь нормальный характер. Она рав­номерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с самых малых лет к коллективу, при­обретает опыт взаимной связи. Если в семье есть стар­шие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь такой семьи предоставляет ребенку возможность упраж­няться в различных видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны: любовь к старшему брату и любовь к младшему брату – это совершенно раз­личные чувства, умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им. Мы уже не говорим, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребенок привыкает быть в коллективе.

Вопрос о структуре семьи – вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут старать­ся и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.

Перейти на страницу: 1 2 3