Умственное развитие ребенка

.По-видимому, все дети по своей сильной впечатлитель­ности и наблюдательности не оставляют без внимания ни одного из окружающих их явлений; необходимо только, чтобы их стремление не встречало препятствия со стороны окружающих, а, напротив, поддерживалось ими. Обыкновенно же это бывает не так: взрослые либо жела­ют вести ребенка на помочах, причем все ему скажут, все объяснят и все покажут, либо не позволяют ему вовсе рассуждать и постоянно твердят только о послушании, или же они без толку восхищаются сомнительными про­явлениями его самодеятельности и стараются отличиями и поощрениями возбудить его к продолжению. Если ребенку постоянно навязывать мнения и суждения, то этим устраняется всякое возбуждение к его собственной деятельности, между тем как самостоятельным наблюде­нием над явлениями он приучался бы к восприятию всех отдельных моментов, из которых они состоят, и со­ставлял бы себе ясное представление о получаемых впе­чатлениях, приучался бы разъединять, по возможности, получаемое впечатление по времени; он усваивал бы себе все акты в той последовательности, которая необходима для выяснения значения данного явления, т.о. он привы­кал бы логически мыслить. Развитие ребенка и состоит главным образом в уменье сосредоточивать внимание над получаемым впечатлением и умственным трудом преодо­левать препятствия к пониманию его. В том же случае, когда суждение дается уже готовым и сообщаются глав­ным образом одни выводы, последние будут усваиваться только памятью, вместо того чтобы подготовлять и разви­вать у ребенка точно такую же умственную работу, с по­мощью которой добыты переданные ему выводы и заклю­чения.

То же самое относится и к играм и физическим заня­тиям детей: они охотно сами строят и еще охотнее разру­шают, чтобы понять, как построена попавшая им в руки вещь. Обыкновенно им дают уже готовые замысловатые игрушки, снабженные механизмом, и произ­водящие различные движения, звуки и т.п., или дают приспособленные части и требуют, чтобы они составили из них определенные фигуры или постройки. Дети, понят­но, сейчас же разрушают данные им вещи и стремятся отыскать причины замечаемых ими движений или звуков, а постройку или фигуру сделают только тогда, когда они уже подготовлены к этому на более простых формах, иначе требование окажется невыполнимым, оно только утомит их, и они затем всяким способом будут уклоняться от таких занятий. Вообще ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-либо явление и если его рассуждение оказывается дейст­вительно верным; точно так же доставляет ему наиболь­шее удовольствие то, что он сам сделал и чего достиг без указания других. Все это совершенно понятно: он разрешил то, что мог, или сделал то, что отвечало его силам, следовательно, трата, связанная с этой работой, соответствует накопившемуся материалу, работа поэтому должна доставить ему удовольствие. Требования же взро­слых, напротив того, могут часто превышать уровень его уменья и подготовки и вызывать трату, не соответствую­щую накопленному материалу; ясно, что для ребенка это будет сопровождаться страданием, отталкивающим его от такой работы. Достигнутый результат уже сам по себе возбуждает ребенка к продолжению работы и к отыскиванию новой, более сложной, и нет никакой нужды еще усиливать эти естественные стимулы похвалою, отличием или какою-либо наградой, – это может только по­вредить ребенку .

Чем мягче и осторожнее обращаются с ребенком, чем большею разумною добротою и любовью он окружен, тем более мягким и любящим человеком он является, тем с большею впечатлительностью он относится ко все­му окружающему и тем более он приучается руководст­воваться правдою во всех своих помышлениях и дейст­виях. Нравственные качества ребенка составляют дейст­вительное наследие среды, в которой он провел первые годы своей жизни; это наследие окружающих привива­ется по мере развития сознания ребенка, как и его речь, способ выражения, привычки, обычаи и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3