Число родившихся и умерших в январе-сентябре тыс.человек

По сравнению с девятью месяцами 1996г. наиболее значительно снизилось чис­ло погибших от неестественных причин смерти - всего на 12% (в том числе от случай­ных отравлений алкоголем - на 19%, от убийств - на 13%, от самоубийств - на 6%) и от болезней органов пищеварения - на 8%.

Продолжалось дальнейшее снижение младенческой смертности - 17,0 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся (в январе-сентябре 1995г. - 17,4).

Выше, чем в среднем по России показатель младенческой смертности зафикси­рован в Чукотском автономном округе (37,5 умерших на 1000 родившихся), республи­ках Алтай (35,5), Тыва (35,2), Хакасия (28,1), Ингушетия (23,8), Приморском крае (22,4) и Саратовской области (22,2). Ниже, чем в среднем по России показатель младенческой смертности в Республике Калмыкия (10,5), Санкт-Петербурге и Республике Мордовия (по 11,1), Ленинградской (11,2), Ярославской (12,2) областях. Республике Карелия (12,3), Владимирской и Белгородской областях (по 12,4).

Наиболее заметно младенческая смертность сократилась от состояний, возни­кающих в перинатальном периоде (на 7%), от несчастных случаев, отравлений и травм (на 7,2%) и от врожденных аномалий (на 3,2%). Возросла при этом смертность младен­цев от болезней органов дыхания (на 10%), болезней органов пищеварения (на 9%), а также от инфекционных и паразитарных болезней (на 3,4%).

Ситуация в России требует разработки и реализации специальной политики в области народонаселения. Целью ее первого этапа должна быть минимизация последствий социально-экономического кризиса для семьи и демографических процессов.

Главный приоритет политики населения в ближайшие годы — снижение смертности путем принятия специальных мер по поддержанию жизнедеятельности детей, матерей и всех взрослых, профилактики смертности от неестественных причин, обеспечению населения жизненно необходимыми лекарствами, детским питанием, по ужесточению государственного контроля за качеством продовольствия, включая алкоголь, а также контроля за состоянием окружающей среды и государственного санитарно-эпидемиологического контроля.

В области рождаемости целесообразно освободить демографическую политику от идеологии стимулирования рождаемости, не подкрепленной практическими мерами, и сосредоточить ее на реальной поддержке тех семей, матерей и уже рожденных и рождающихся детей, которые в ней нуждаются.

Необходимо принять меры по обеспечению репродуктивных прав и репродуктивного здоровья населения на основе развития и совершенствования государственной федеральной программы "Планирование семьи".

Помимо неотложных мер собственно демографической политики важно активизировать и продолжить разработку и реализацию специальных программ социальной политики. Необходимо защитить пособия и пенсии на детей от инфляции, увеличить выплаты на детей одиноким матерям, вдовам и вдовцам с детьми, детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, опекунским семьям, студенческим и молодым семьям с малолетними детьми. Следует обеспечить реализацию "Плана действий по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы", федеральной программы "Дети России", федеральной программы "Женщины России", мер по обеспечению защиты интересов пожилых людей, беженцев и вынужденных переселенцев, коренных народов, инвалидов, развитию образования и профессиональной подготовки населения.

Все эти направления социальной политики должны быть взаимосвязаны, усилия по их реализации скоординированы на федеральном и региональном уровнях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7