Краткосрочные меры и среднесрочная семейная политика

Любая политика эффективна тогда, когда она опирается на обоснованную стратегию, перспективную программу действий. В противном случае мы сталкиваемся с так называемой "политикой мероприятий и сиюминутных мер", работающих главным образом на "текущий момент" и практически не связанных с перспективой. Поэтому мы не можем согласиться с распространенным сегодня мнением о том, что в изменяющейся социально-экономической обстановке единственным реальным механизмом осуществления централизованных мер оказывается оперативная реакция органов законодательной и исполнительной власти в виде конкретных указов и постановлений по тем или иным наиболее острым социально-демографическим проблемам.

При отсутствии среднесрочной программы действии те или иные меры, принимаемые государством в поддержку семьи, нередко дают эффект "скорой помощи" и не приводят к устойчивым результатам. "Проводимая на практике семейная политика, — считает А. Г. Вишневский, — обычно представляет собой набор мероприятий, направленных на улучшение условий функционирования семьи. Как правило, в них реализуются сложившиеся в общественном сознании рецепты помощи семье, основанные на более или менее поверхностном понимании ее проблем. Все видят трудности повседневной семейной жизни, и обыденный здравый смысл подсказывает кажущиеся очевидными простые решения. Они воплощаются в жизнь, чаще всего не приносят ожидаемых результатов, начинаются поиски других простых решений, и в конце концов образуется лоскутное одеяло, сшитое из разнородных и фрагментарных мер, которое и выдается за целостную систему".

Никто не отрицает необходимости и важности краткосрочных мер. Однако они должны представлять собой комплекс мер, соответствующий принятой стратегии и органически включенный в среднесрочную программу действий. Отметим и очевидную бесперспективность создания в условиях переходного периода долгосрочных программ семейной политики. Сегодня наиболее целесообразны программы, рассчитанные на достижение конкретных и реальных целей в ближайшие два-три года.

С точки зрения А. И.Антонова, есть "два типа семейной политики": "долгосрочная политика укрепления семейного образа жизни" и "краткосрочная политика, ориентированная на социальную поддержку семей", которые не могут самостоятельно справиться с "кризисными" и "стрессовыми ситуациями".

Многие годы положение семьи в стране должным образом не изучалось, что осложняет разработку и проведение семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Этапным событием стала разработка и публикация первого доклада "О положении семей в Российской Федерации", в котором проанализированы история семейной политики в России и современное социально-экономическое положение семей.

Актуальной является задача создания модели анализа положения семьи на федеральном и региональном уровнях, которую в настоящее время решает НИИ семьи. Речь идет о разработке рекомендаций для региональных органов власти по комплексному анализу положения семьи и состояния семейной политики в регионе, по формированию информационных банков по проблемам семьи, женщин и детей.

Для принятия управленческих решений необходимо иметь надежную "обратную связь" с семьей, знать, как изменяется ее жизнедеятельность, насколько эффективны принимаемые меры семейной политики, как она влияет на социальную напряженность в обществе. Это позволит своевременно вносить коррективы в семейную политику. В свою очередь семья слабо информирована о принимаемых государством мерах во многом из-за правовой неподготовленности, ограниченного доступа к нормативной информации, сложности ее изложения.

Решение этих проблем может осуществляться по следующим направлениям. Прежде всего, это эффективное использование печати, телевидения, других информационных возможностей. Видимо следует ввести обязательную публикацию в массовой печати официальных информационных материалов, которые должны сопровождать выпуск государственных документов, доступно разъяснять конкретные решения и программы, помогать семье выработать свою стратегию в том или ином жизненном вопросе. Это особенно важно в период коренных социально-экономических перемен, когда резко возрастает поток государственных решений, и от быстроты адаптации людей к изменяющимся условиям и перестройки их традиционных установок зависит их благополучие. Кроме того, создание специальной системы информации семей позволило бы обеспечивать их информирование по определенному кругу вопросов, включая правовые, экономические, социокультурные. Семьи остро нуждаются в информации о моделях выживания, способах организации малого бизнеса, имеющихся возможностях в процессе приватизации, осуществления государством жилищной политики.