Порядок разработки обучающих мультимедиа систем

II

этап: планирование разработки, решение вопросов об установке сроков, финансирования и составе группы разработчики

– здесь устанавливаются сроки реализации отдельных этапов разработки и всего продукта в целом, назначается конечная дата его выпуска. В дальнейшем, составленный график позволяет гибко реагировать на возникающие в процессе разработки трудности, контролировать отставание или опережение, подключать или высвобождать ресурсы и перераспределять их между отдельными стадиями разработки.

Вопрос о финансировании проекта является одним из самых важных в процессе создания любого программного продукта. В настоящее время создаются супермаштабные проекты, в разработке которых принимают участие от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Бюджеты таких проектов составляют несколько миллионов американских долларов. Поэтому вопросы финансирования и координации выходят сегодня на первый план.

Состав группы разработчиков определяется, исходя из тематической направленности разрабатываемого приложения, но в целом состав таких групп более или менее стабилен. Сюда обязательно входят сценаристы, психологи, дизайнеры, художники и специалисты по компьютерной анимации, композиторы и музыканты, оцифровщики звука и видеоизображения, артисты и звукоинженеры, фотографы и редакторы, продюсеры и переводчики, команда контроля качества и контроля совместимости, тестеры, юристы, координаторы, всевозможные ассистенты и конечно программисты. Каждый из них является специалистом в своей области и отвечает за выполнение определенного участка работ.

Группа разработки данного электронного учебника состоит из трех человек: руководитель и идейный вдохновитель – заведующий кафедрой информационных технологий в обучении и управлении, д.п.н., профессор Брановский Юрий Сергеевич; руководитель по математическому содержанию – заведующий кафедрой алгебры и теории чисел, к.ф.-м.н., доцент Рябогин Анатолий Константинович; программист и ответственный за непосредственную реализацию – я, Неботов Виталий Дмитриевич.

III

этап: разработка содержания курса

– на этом этапе проводится анализ учебного плана и состав слушателей, происходит определение стратегии курса, разрабатывается сценарий и интерактивное взаимодействие программы с пользователями.

Разрабатываемый электронный учебник предназначен для самостоятельной работы студентов младших курсов по изучению математики в рамках университетского курса. Его создание имеет своей целью предоставить студентам, изучающим математику весь теоретический материал, предусмотренный программой курса, а также практические задания и контрольные вопросы для самопроверки. Мною был проведен анализ учебного плана по математике студентов I курса специальности «информатика–иностранный язык» с целью определения степени пригодности предлагаемого теоретического материала к компьютерной реализации в виде электронного учебника и эффективности такой реализации. Были рассмотрены несколько первых тем:

– тождественные преобразования;

– элементы аналитической геометрии;

– элементы логики и теории множеств;

– числовые системы;

– матрицы;

В ходе анализа было выявлено, что данный теоретический материал пригоден к компьютерной реализации и может быть эффективно представлен в виде электронного учебника. Этот вывод основывается на том, что этот теоретический материал четко структурирован, имеет резко выраженную практическую направленность и предоставляет студентам большой простор для самостоятельной работы.

Из рассматриваемых тем, первой для реализации была выбрана тема «Числовые системы». Этот выбор не случаен – он обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, эта тема является одной из базовых тем, она представляется основой при дальнейшем изучении математики, во-вторых, и это, пожалуй, главное здесь математика в который раз переплетается с информатикой – материал «Числовых систем» – числовые множества имеют широчайшее применение в информатике: во многих языках программирования на них основаны понятия типа переменной, массива, объекта. Например, множеству натуральных чисел соответствует тип integer (за исключением того, что множество целых чисел бесконечно, а значения переменных все-таки имеют свой, хотя и очень большой, но все же конечный диапазон), множеству действительных чисел – тип real, и так далее. И в-третьих, данная тема интересна в плане компьютерной реализации своей четкой смысловой законченностью, делимостью на взаимосвязанные смысловые фрагменты, которые хорошо описываются с помощью объектно-ориентированных языков программирования. Эти доводы явились определяющими при выборе первой темы реализованной в учебнике и сыграли в пользу темы «Числовые системы».

Перейти на страницу: 1 2 3 4