Специальное образование в Швеции.

Интегрированное обучение в школах Санкт-Петербурга и Амстердама: сходства и различия.

Различия форм и содержания обучения вытекают из своеобразия исторических, культурных, политических, организационных, социальных и образовательных факторов. Данная таблица отражает опыт работы русских и голландских педагогов, который показывает, что, несмотря на значительные различия в двух системах, мы можем многому научиться друг у друга.

При обеспечении хорошей подготовки, визиты по обмену опытом могут привести не только к взаимному пониманию, но также и к критическому осмыслению увиденного. Самоанализ, как в России, так и в Голландии является существенным элементом в нашей заботе об улучшении качества обучения, которое мы предлагаем детям и, в частности, учащимся, которые без специальной заботы и внимания со стороны учителей не выживут в "сегодняшнем" весьма сложном мире.

Р О С С И Я

Г О Л Л А Н Д И Я

 

Отношение со стороны общества.

Вне всякого сомнения, следует отметить, что в течение почти всего ХХ века в России существовала определённая форма правления, которая лишь провозглашала социальное равенство, которого на самом деле не существовало. Необходимо помнить, что и в дореволюционной России общество не всегда являлось таким, которое гуманно относилось к людям с нарушениями в развитии.

В голландском обществе существует более толерантное отношение к людям с проблемами в развитии, более терпимое. Можно думать, что это исторически сложившееся различие в отношении к людям с нарушениями в развитии является одной из причин, почему голландские политики в области образования были заинтересованы в интеграции детей с особыми нуждами на более ранней стадии и в более интенсивной форме, чем их русские коллеги.

 

Вопрос об обучении детей с проблемами в массовой школе.

Если в Нидерландах беспокойство было вызвано ростом числа специальных школ, то в России наоборот недостаточным количеством специальных школ для детей с проблемами в развитии.

В Нидерландах процентное число детей, посещавших школы специального образования в конце 80-х годов было в три раза выше, чем в России. Голландские политики встретились с фактом беспрецедентного роста количества специальных школ.

 

Характер специального образования.

Специальное образование в России до конца 1990-х годов развивалось изолированно от системы массового образования. Русские специалисты не имели широкого доступа к международным образовательным идеям.

Специалисты и политики находились под влиянием идей о социальной интеграции в США, Великобритании и Скандинавии.

 

Мнения специалистов

Русские учителя считают обычным явлением то, что учащиеся до поступления в школу в возрасте 7 лет после диагностики могут быть разделены на категории:

· -одарённые дети

· -средние дети

· -дети с проблемами в обучении

· -дети, нуждающиеся в специальном обучении.

В России посещение одной и той же школы возможно от 7 до 16 лет. Именно в России наиболее часто задаётся вопрос о целесообразности направления учащихся, чьи уровни развития значительно отличаются, в один и тот же учебный класс. С точки зрения русских специалистов, это ставит учащихся в невыгодное положение.

Учителя считают абсолютно нормальным, что дети в начальных классах обучаются в смешанных группах, и это не считается интеграцией. Интеграция рассматривается лишь только в отношении учебных планов.

В Голландии дети от 4 до 12 лет посещают начальную школу.

 

Подход специалистов к проблеме интеграции.

В России отношение к интеграции более осторожно. Многие массовые школы не имеют ещё возможностей обеспечить детей с особыми нуждами необходимой для них помощью. В русских школах с их сильными традициями фронтального обучения будет сложнее ввести индивидуально разработанные уроки. В настоящее время в России, кроме идеологических соображений, существует целый ряд прагматических, поэтому интеграция представляется привлекательной, так как весьма проблематично создание специальных учреждений для проблемных детей в условиях финансовой нестабильности.

Голландские специалисты и политики интерпретировали слова "как можно больше" более свободно, чем русские коллеги. Возможно, это связано с распространённой оптимистической точкой зрения на возможность обучения в системе массового образования. Голландские школы имеют больший опыт обучения на различных уровнях внутри класса или группы.

 

Разные типы интеграции

Русская модель подходов более тесно относится к описанию социальной интеграции. Различие определяется структурой процесса обучения в массовой школе. Тип фронтального обучения имеет намного меньше возможностей для интеграции по учебным планам. В России существует тенденция к созданию раздельных классов с разным уровнем подготовки учащихся к обучению. Разумеется, фронтальный подход имеет свои положительные стороны, однако индивидуальный подход к каждому учащемуся выражен слабо.

Примечание:

социальная интеграция имеет место в тех случаях, когда учащиеся с особыми нуждами занимаются отдельно, но в то же время имеют контакты со сверстниками. Например, может быть организован отдельный класс внутри массовой школы, где для учащихся с особыми нуждами проводится часть занятий с их сверстниками из массовых классов.

Голландская модель подходов более соответствует интеграции на уровне учебных планов. Система обучения индивидуально ориентирована, возможно разделение класса на три разных уровня обучения. Ярко выражен индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Примечание:

интеграция на уровне учебных планов относится к тем случаям, когда учащиеся с особыми нуждами занимаются в том же классе и с тем же учителем, что и дети массового класса. Это не исключает возможности, что с некоторыми из них в специальных группах отдельно от всего класса в течение определённого периода школьного дня проводятся коррекционные занятия.

 

Проблемы специалистов

В практике русских специалистов используется не приглашение в школу для проведения консультаций и выдачи рекомендаций, а постоянно работающие специалисты. Логопеды, специальные педагоги, психологи и социальные работники входят в штат сотрудников школы. Различие вызвано размерами школ: русские школы намного больше голландских.

Система русских школ является необычной для Голландии, где специалисты работают во внешних учреждениях, оказывая консультативную помощь в школах. Положительным в этом является то, что сотрудники школы мало влияют на работу специалистов.

В начале 90-х годов многие школы ввели должность внутреннего координатора, специализирующегося в работе с проблемными детьми, в качестве постоянного сотрудника школы. Во многих школах эти координаторы также выполняют роль посредника между школой и внешними специалистами. Координаторами являются только учителя, прошедшие дополнительное обучение.

 

Организация школ для детей с трудностями в обучении

В России выделение категории детей с трудностями в обучении и эмоциональными проблемами (обычно определяемых как "дети с задержкой психического развития") началось позже, чем в Голландии. Первые школы, которые, в основном, представляли собой школы-интернаты, появились только в конце 60-х годов. В настоящее время наблюдается резкий скачок в открытии для этих детей специальных классов в массовых школах. Стремительный рост этих классов свидетельствует об их исключительной необходимости. Однако, в этом увеличении следует быть осторожнее. Как только дети поступят в начальную школу, им будет необходимо выбрать маршрут: по одной дороге пойдут успевающие учащиеся массового образования, а по другой будут следовать дети с особыми нуждами специального потока. Грустным фактом этой расходящейся дороги явится то, что будучи проложена с наилучшими намерениями, она в окончательном виде будет иметь нежелаемые социальные последствия.

По сравнению с другими странами, Голландия сравнительно быстрее начала работу по интеграции детей с трудностями в обучении, т.е. тех, у кого не было очевидных физических или психических нарушений, а была лишь низкая успеваемость в процессе обучения, не в соответствии с предъявляемыми требованиями. Были организованы отдельные школы для детей с эмоциональными нарушениями и проблемами в обучении, первые из них открылись в 1950 году и были известны под названием LОМ-школы (от голландского "проблемы в обучении и воспитании"). Их открытие привело к росту школ специального образования. В то время как в середине 50-х годов лишь 3000 учащихся посещали LОМ-школы (около 5% от общего количества учащихся специального образования), то 10 лет спустя их число увеличилось до 10000 учащихся (15% от общего количества учащихся спецобразования), а в конце 80-х - до 40000 (40% от общего количества учащихся, получающих специальное образование).

В настоящее время в Голландии прилагается немало усилий для снижения количества учащихся специальных школ для детей с эмоциональными проблемами и трудностями в обучении.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5