Законы и категоpии диалектики в педагогической пpактике

Совершенно другой пример. Победительница олимпийских игр в Атланте (бег) Светлана Мастеркова - это действительность существующая на данный момент. Светлана выросла и начала тренироваться в нашем городе. По свидетельству тренера Светлана имела отличные данные для занятия бегом (возможности), в группе были девушки имеющие и еще более хорошие данные (возможности) . Но Светлана отличалась особым упорством и настойчивостью - условия для реализации возможностей, что и принесло свой результаты, возможности переросли в действительность.

Вопрос №4

Раскройте диалектику общего и особенного на примере полового воспитания детей.

Когда говорят о половом воспитании детей, то часто имеют ввиду два разных понятия:

Систему знании о репродуктивной функции человека. То как донести до ребенка сведения о физиологических особенностях мужчин и женщин, о функционировании организма, о том как происходит зачатие, развитие и рождение детей. Это система знаний одинаково необходима как мальчикам , так и девочкам. Причем в равной мере, мальчикам вовсе не помешают знания о женском организме и наоборот.

Более обширное понятие , в которое первое входит как составная часть. Цель такого воспитания - создание человека легко вписывающегося в окружающий мир, способного создать семью, продолжить свой род, воспитать в свою очередь детей. И у мальчиков и у девочек необходимо воспитывать чувство ответственности, уважения к другой личности. Это то общее, которое содержится в половом воспитании. Что касается особенного . Для того , чтобы у ребенка не было проблем в будущем воспитание девочек и мальчиков все таки должно различаться.

Мальчики . С самого детства у ребенка подчеркиваются чисто мужские качества: сила, умение сдерживать эмоции, брать на себя трудные дела. Кроме того обращается внимание на эмоциональную неуравновешенность девочек, слабость.

Девочки соответственно воспитываются в духе женственности. Это не значит, что их учат плакать и капризничать, потакают всем прихотям. Но соответствующая одежда, игры в дом, куклы, небольшие женские хитрости, которыми мама делится с дочерью помогают ей вырасти Настоящей женщиной.

Давно замечено, что девочки с детства носящие брюки, лазающие по заборам и верховодивщие в играх потом хотя и делают иногда блестящую карьеру, но чаще всего несчастливы в семейной жизни, или сталкиваются с различными проблемами в этой области.

Это заметил шестилетний сын моей знакомой . У него было две подруги ровесницы Оля и Юля. Оля не давала спуску мальчишкам. В совместных играх у них всегда случались ссоры. Когда играли в машину или пароход Оля хотела быть шофером и капитаном. Игрушки после игр она убирала сама. У Юли была совершенно другая тактика. Она никогда не спорила и не кричала. Играли в машину она сама предлагала: “Андрейка, давай ты будешь шофером”. Когда бабушка приносила им бутерброды она предлагала мальчику самый большой. Но зато когда приходило время уборки она говорила: “Андрейка, давай уберемся, ведь мы вместе играли”, - и никогда он не отказывался. Как то сын признался маме : “Мне больше нравится Юля, она такая чистая и красивая, с ней мы не носимся и не прыгаем, но я как большой мужчина”.

Вот такие особенности полового воспитания.

Вопрос №5

Приведите конкретные примеры соблюдения и несоблюдения соответствия формы и содержания разных видов занятий с шестилетками

Форма и содержание - эти основные отношения всякого бытия и становления тоже диалектически связаны между собой. Нигде не бывает содержания без формы или формы без содержания. Содержание и форма образуют противоречивое единство. При этом содержание является определяющей стороной данного отношения. Но и форма не представляет собой что-то пассивное. Ибо она способна оказывать стимулирующее или тормозящее воздействие на содержание. Данное противоречивое единство в процессе развития, определяемого содержанием, сменяется новым противоречивым единством нового содержания и новой формы.

Занятия с шестилетками, да и вообще с детьми дошкольного возраста, рекомендуется проводить в форме игры.

Дети очень любят математику в стихах и картинках, веселую “мохнатую” азбуку Бориса Захадера, представления о геометрических фигурах (прямая, точка, круг, квадрат, треугольник) рассказанные при помощи комиксов. Всем известны великолепные книги об окружающем мире, истории , географии, устройстве компьютера, английском языке в картинках Уолта Диснея, изданные в последние годы, специально для занятий с дошкольниками. Это все форма и она полностью соответствует содержанию - начальным знаниям, для маленького пытливого ума . По меньшей мере нелепо выглядят дети зубрящие наизусть свойства прямой линии или алфавит. Существует множество прекрасных методик изучения различных предметов, например английского языка посредством песенок и стихов и т.д. Но проходит время, и ребенку требуются совершенно другие навыки. Для того чтобы красиво и аккуратно писать, нужны усидчивость и тренировка. Память развитую с помощью игр, необходимо заполнить правилами сложения, вычитания, умножения и деления, чтобы научится грамотно писать на таком сложном языке как русский надо заучить множество правил. И ребенок переходит от игр к систематическим, ежедневным занятиям в школе и дома. Так новое содержание требует новой формы

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5