Процесса профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе.

Схема 1. Иерархическая классификация мотивационных факторов трудовой деятельности [16].

Тип

Класс

Подкласс

Внутренние мотивацион-ные факторы

Возможности, представляемые профессиональной сферой для реализации внепрофессиональных целей

Общение

Психическое самосохранение и развитие

Сохранение и укрепление здоровья

Отдых и развлечения

Реализация материальных ценностей

Достижение желаемого общественного положения

Общественная работа

Условия труда

Социальные

Организационные

Территориально-географические

Физические

Собственные мотивационные факторы профессии

Результат труда

Процесс труда

Предмет труда

Внешние мотивацион-ные факторы

Факторы “инерции”

Привычное занятие

Стереотипы наличных социальных ролей

Факторы “притяжения-отталкивания”

Обыденные эталоны “социального преуспевания”

Примеры

Факторы “давления”

Требования объективного характера

Рекомендации, советы, указания

Основываясь на изложенных рассуждениях, под уровнем профессиональной направленности понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. При высоком уровне направленности близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. При низком уровне направленности ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах. Основной показатель уровня - содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда. Таким образом, оптимальное развитие профессиональной направленности, основное содержание этого процесса находят в повышении ее уровня [62]. Было бы неверно понимать отношение к профессии односторонне, только как проявление активности, избирательности со стороны человека. В действительности здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также воздействует на субъекта. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, возникают в сознании под влиянием профессии и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. К числу последних относятся, во-первых, требования, предъявляемые некоторыми профессиями к отдельным психофизическим особенностям человека [55].

Во-вторых, объективными можно назвать и требования качественным объективностям протекания психических процессов, то есть к общим и специальным способностям. По мере дальнейшего развития дифференциальной психофизиологии знания о соответствии природной основы человека требования отдельных профессий будут повышаться. Решающее значение, однако, имеет и то обстоятельство, что углубление этих знаний, способствуя исключению "неподходящих вариантов", сохранит в силе представление о широком диапазоне возможностей оптимального развития профессиональной направленности. В этом плане характерен следующий вывод "психологам нашего времени необходимо объединить уже намеченные 30- 40 лет назад подходы к формированию пригодности ( имеется в виду психотренировка - развитием упражнение профессионально важных качеств) с новым подходом, считающимся с человеком прежде всего как с личностью. Благоприятная мотивация составляет важнейшее условие формирования пригодности" [15, с.34 - 35 ]. В исследованиях, посвященных психологическим аспектам профессиональной ориентации, данный тезис не встречает возражений. Однако значение благоприятной мотивации оценивается обычно в суммарном, обобщенном виде, как избирательно-положительное отношение личности к профессии. В тех же исследованиях (преимущественно социально-психологического характера), в которых выясняются мотивы такого отношения, вопрос об уровне профессиональной направленности, его зависимости от определенной группы мотивов не становится. Между тем, подобно тому как дифференцируется значение способностей для деятельности, должна быть дифференцирована и мотивационная сторона профессионального самоопределения.[18] С точки зрения требования профессии, интересов ее дальнейшего развития, продуктивности труда ее представителей не безразлично, какой именно мотив будет преобладающим. Было уже отмечено то особое значение для последующей деятельности, какое имеет мотив органически связанный с ее содержанием. Преобладание данного мотива есть вместе с тем и субъективная предпосылка достижения удовлетворенности своим трудом.[62]

Перейти на страницу: 1 2 3 4