Планирование и осуществление межпредметных связей в процессе обучения.

Межпредметные связи темы «Возникновение жизни на земле»

Таблица 3.

Ведущие положения темы

Знания, используемые из других школьных дисциплин для раскрытия ведущих положений темы

Кредит взять получить кредит.

1. Доказательство с точки зрения диалектико-материалистической методологии несостоятельность донаучных, религиозных воззрений о возникновении жизни на Земле

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ: философские представления о мире и его познании.

ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА: социально-историческая обусловленность развития науки; история борьбы науки и религии.

2. Рассмотрение сущностных критериев жизни в естественнонаучном плане

ХИМИЯ: основные классы органических соединений; минеральные вещества, свойства воды.

3. Поиск научно-материалистического ответа на вопрос, как из неживой материи возникла жизнь, как произошел качественный скачек в развитии материи

ХИМИЯ: превращение химических элементов; генетическая связь между классами химических соединений

ФИЗИКА: атомная и ядерная физика; физическая природа света; электричество, тепловые явления

ИСТОРИЯ: понятие о развитии и его движущих силах; борьба науки и религии

ГЕОГРАФИЯ: строение Земли

Анализируя данные таблицы межпредметных связей можно увидеть, что сами связи в них даны в своеобразном статическом состоянии (статичная сторона межпредметных связей в учебной теме определяется содержанием учебного материала). Однако в реальном учебном процессе межпредметные связи рассматриваются в динамике (динамическая сторона межпредметных связей в учебной теме определяется процессом обучения) и в органическом единстве с внутрипредметными и внутрикурсовыми связями – в этом и заключается качественное отличие составленной дидактической модели межпредметных связей от процесса овладения ими школьниками. Анализ таблиц также может показать, что опорные межпредметные знания часто носят «стыковой», синтезированный характер. Особенно насыщены ими последние темы. Это и понятно, поскольку многие понятия к концу учебного года осознаются и применяются старшеклассниками на высоком уровне обобщения, в свернутом виде.

Таким образом, таблично текстовой анализ содержания рассматриваемых учебных тем показал, что они могут быть изучены на широкой межпредметной основе с целью научного, системного, доступного и всестороннего раскрытия их ведущих положений и создания более целостной системы знаний по каждой теме, а через совокупность тем и по учебному предмету в целом. Ведущие идеи и положения учебных дисциплин выполняют при этом функцию своеобразных стыкующих «стержней».

Перейти на страницу: 1 2