Педагогическая система и педагогическая технология, их роль в формировании специалиста заданного профиля

Надо ли оценивать работу каждого обучаемого на ГУ ? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В некоторых случаях целесообразно дать оценку в целом расчету, управлению, сформированному в составе учебного отделения для отработки конкретного вопроса. Следует также учитывать и индивидуальные особенности каждого обучаемого. Например, можно оставить без оценки того слушателя, который по каким-то объективным причинам не смог качественно подготовиться к данному занятию. А вот отметить "рост" в изучении дисциплины другог следует обязательно.

Приведенный перечень некоторых методических приемов в ходе подготовки и проведения ГУ ни в коей мере не ограничивает рамки творческой деятельности преподавателя. Вместе с тем опыт показывает, что использование этих приемов и рекомендаций позволит (особенно начинающим преподавателям) правильно спланировать свою подготовку и повысить эффективность его проведения.

Анализ особенностей групповых упражнений по учебной

дисциплине Оперативное искусство ВВС

Создание в 1941 году ПВО территории страны (ТС) позволило перейти на общевоенные структуру и принципы ведения борьбы с воздушным противником (фронты ПВО, корпуса ПВО, дивизии ПВО, части зенитных и авиационных средств).

Так во второй половине Великой Отечественной войны в борьбе с воздушным противником зародилось и сложилось оперативное искусство противовоздушной обороны [ 9 ]. В свою очередь, войсковая ПВО на уровень объединений различных родов войск (зенитных и авиационных), а значит и на уровень оперативного искусства не поднялась (а в силу штатной принадлежности ее частей общевойсковым объединениям и не может подняться в принципе).

В этой связи и курс оперативного искусства противовоздушной обороны ни в каких высших военно-учебных заведениях (ВВУЗах) видов ВС до создания военной академии ПВО имени Г.К. Жукова в 1957 году не читался и не разрабатывался. Равно как и нигде не проводились фундаментальные исследования по ПВО на оперативном уровне.

В уникальности этой отрасли знаний состоит первая особенность, которая должна учитываться на занятиях.

Применительно к групповым упражнениям это обусловливает повышенную роль преподавателя и его ответственность за содержание занятия. Проверить правильность идей и рациональность "кафедрального" варианта решения на операцию негде. ВА ПВО (ВУ ПВО)- единственная носительница преподаваемого материала по данной тематике.

Вторая особенность вытекает из того масштаба действий, которому обучает кафедра слушателей в рамках дисциплины Д-21. То, что преподается по программе оперативного искусства нельзя проверить на практике- ни на полигонах, ни на учениях.

Присутствуя однажды на экскурсии на курсах "Выстрел", я был удивлен степенью взаимосвязи занятий различного вида. Вначале, на лекции слушателям в теории разъяснялась тактика отхода мотострелковой роты на второй рубеж обороны. Затем, на групповом упражнении эта же тема отрабатывалась у карты. После этого демонстрировался кинофильм, где те же действия (но образцовые) роты происходили на том самом участке местности, который предполагался учебной задачей ГУ. И, наконец, последним этапом была практическая отработка в поле тех же действий, на той же местности, но силами обучаемых.

Но то, что возможно реализовать на занятиях по тактике подразделения, невозможно проделать в реальной обстановке для армии. Тем более, это невозможно в нашем виде ВС. Поэтому групповое упражнение, зачастую, является единственным звеном привития практических навыков в области оперативного искусства.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9