Педагогическая система и педагогическая технология, их роль в формировании специалиста заданного профиля

Педагогическая система вуза, являясь основой образовательного процесса подготовки специалиста в вузе, системно отражает цель, содержание, принципы, формы, методы и средства деятельности руководящего, преподавательского, научного и административного состава вуза по организации и ведению учебной, методической, воспитательной и научной работы, контролю и оценке уровня подготовленности слушателей и курсантов.

В [ 5 ] на основе анализа педагогических понятий сделаны следующие выводы. Во-первых, что педагогическая система – это целевая система обучения и воспитания, где решаются конкретные педагогические задачи. Во – вторых, в основе педагогической системы лежат цель, содержание, формы, методы и средства деятельности (организаторской, учебной, методической, воспитательной), которые обусловливают определенные действия обучающих и обучающихся по овладению методами и средствами будущей профессиональной деятельности. В-третьих, педагогическая система – это "система-процесс", в которой осуществляется формирование личности будущего специалиста с заданными качествами.

Основными элементами педагогической системы являются:

обучающие- руководящий и преподавательский состав;

обучающиеся- слушатели и курсанты вуза;

цель подготовки специалиста и требования к уровню его подготовлен-ности;

содержание образования, как определенное количество задач обучения, воспитания и развития будущего специалиста;

принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания слушателей и курсантов, контроля и оценки их подготовленности.

Рассмотрим сущность основных структурных элементов педагогической системы и принципы их взаимодействия в процессе обучения и воспитания слушателей.

Обучающие – субъекты системы, в функции которых входит планирование, организация, ведение, контроль, оценка учебной, методической, научной и воспитательной работы и обеспечение образовательного процесса. Ответственность, обязанности и права должностных лиц руководящего и преподавательского состава определяются действующим законодательством Российской Федерации, приказами министра обороны РФ и нормативными документами, утверждаемыми начальником вуза. Уровень профессионализма обучающих является решающим условием качества и эффективности образовательного процесса и соответственно результативности педагогической системы.

Обучающиеся – объект системы. Слушатели в соответствии с профессиональными образовательными программами в рамках педагогической системы овладевают знаниями, навыками и умениями будущей профессиональной деятельности, приобретают и развивают необходимые личностные качества. Учебная деятельность слушателей в ходе образовательного процесса максимально приближается к условиям профессиональной деятельности специалиста.

Цель подготовки специалиста и требования к уровню его подготовленности определяют основные количественные и качественные показатели и критерии, в соответствии с которыми должен быть организован образовательный процесс и по которым должны оцениваться его результаты. Указанный элемент педагогической системы является системообразующим и предопределяет содержание образования, задачи, формы, методы и средства учебной, методической и научной работы вуза, факультета, кафедры и преподавателя. Уяснение обучающими и обучающимися цели подготовки специалиста и требований к уровню его подготовленности делает образовательный процесс целенаправленным на конкретные результаты, активным и интенсивным, а учебная деятельность носит творческий характер. Это позволяет избегать шаблона, стереотипов в обучении и в полном объеме реализовать принцип научности и перспективности в подготовке специалиста.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6