Особенности формирования и развития адыгских детей на принципе толерантности.

Формирование и развитие адыгских детей должно происходить с учетом этнодидактических принципов, лежащих в основе всех национальных систем образования:

1.Принципа соответствия содержания образования этнофилософским взглядам и современному менталитету.

2.Принципа соответствия содержания образования, форм и методов обучения этнопсихологическим особенностям людей.

3.Принципа соответствия форм и методов обучения этнопедагогическим традициям. Поэтому в содержание образования необходимо изначально закладывать взаимосвязь различных культур.[43,93-95].

Фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы). Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствует развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому учителю нужна помощь при освоении определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Воспитание в национальной (адыгской) школе должно быть направлено на «обучение и воспитание личности, не разделяющей мир на противоположные вещи и предметы, а объединяющей в себе в единое целое одновременно становясь целостной личностью, способной принять мир как единство в разнообразии, привнося в него культуру своего этноса, как принадлежащую человечеству, социуму.[38,224]

В период нравственного плюрализма ответственность за формирующуюся личность вынуждена брать на себя школа. Для выполнения этой миссии у школы сегодня не так уж и много путей. Один из них — возрождение традиций Адыгэ хабзэ. Адыгэ хабзэ как культурная и духовная ценность народа играет важную роль в образовании, воспитании и воспитательном влиянии на формирование сознания адыгских детей, способствует пониманию процесса становления личности в адыгском обществе.[37,209]

Особая роль в национальной (адыгской) школе на современном этапе отводится формированию демократического стиля отношений через гуманистический характер учебно-воспитательного процесса, сотрудничество учителя и учеников, через воспитание толерантности.

Вывод по главе.

Мы пришли к выводу, что то­ле­рант­ность на­хо­дит свое вы­ра­же­ние в двух ос­нов­ных сфе­рах: на пси­хо­ло­гичес­ком уров­не — как внут­рен­няя ус­та­нов­ка и от­но­ше­ние личнос­ти и кол­лек­ти­ва и на по­ли­тичес­ком уров­не — как дей­ст­вие или осу­ще­ст­в­ляе­мая через за­кон и тра­ди­цию об­ще­ст­вен­ная нор­ма. То­ле­рант­ность при­об­ре­та­ет­ся через вос­пи­та­ние, ин­фор­ма­цию и личный жиз­нен­ный опыт. Как дей­ст­вие, то­ле­рант­ность — это ак­тив­ная по­зи­ция са­мо­ог­ра­ничения и на­ме­рен­но­го не­вме­ша­тель­ст­ва, это доб­ро­воль­ное со­гла­сие на вза­им­ную тер­пи­мость раз­ных и про­ти­во­стоя­щих в не­со­гла­сии культур.

Перейти на страницу: 1 2 3