Введение

В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи. Думаю, что это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.

Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность.

Наблюдая за детьми, обучающимися в ДМШ, и сравнивая их с обычными учениками общеобразовательной школы, я пришла к выводу, что дети, обучающиеся в ДМШ, более развиты во всех отношениях. В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. « Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого».[1] Мысли обо всём этом и привели меня к тому, чтобы проанализировать эту ситуацию, выявить, какие же личностные качества приобретает человек в процессе музыкального воспитания, как музыкальное воспитание влияет на его мир чувств, поведение.

Для написания работы использовалась литература Свердловской областной библиотеки им. В.Г.Белинского, библиотеки ДШИ, методических кабинетов дошкольных учреждений, а также личной библиотеки. Изучая различную литературу, я получила возможность познакомиться с научными работами известных музыкантов – педагогов, и все они указывают на то, что особое место в процессе формирования гуманистического мировоззрения, нравственных и эстетических идеалов принадлежит искусству.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. « Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. В своих книгах, рассказывающих о методах воспитания детей в Павлышской средней школе, где он проработал учителем и директором около 35-ти лет, Сухомлинский неоднократно касается проблем музыкального воспитания. Вот некоторые его высказывания о музыке: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка (…). Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».[2]

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, - предупреждал В.А.Сухомлинский. -… Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».[3] Широко известны слова К.Маркса о том, что «для немузыкального уха самая прекрасная музыка лишена смысла». Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей.

ЦЕЛЬ данной работы состоит в том, чтобы через определение эстетических, нравственных и музыкальных целей воспитания раскрыть значение музыкального воспитания в жизни человека.

В первой главе обозначим эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания личности, используя научную литературу. Во второй главе рассмотрим различные формы музыкальной деятельности и определим, какие личностные качества они воспитывают в человеке.