Методики по выявлению самооценки

Методика №2.

Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы.

Подготовка исследования

. Приготовить по одной фотографии каждого ребенка группы, 3 игрушечных домика.

Проведение исследования

. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.

Первая серия.

Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми; внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.

Вторая серия.

Оцениваются нравственные качества: умение дружно играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.

Третья серия

. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до конца, прийти на помощь товарищу.

Четвертая серия

. Оцениваются качества, обеспечивающие ребенку успех в той или иной деятельности: навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т. п.

Перед испытанием раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика. Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии «самых добрых»(говорят, что они «делятся гостинцами с другими ребятами, дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей, уступают место в игре»), а в другую стопку – фотографии детей «не очень добрых»( «не любят делиться гостинцами, не дают играть своими игрушками и т. д.»). Фотографии детей, которые «только иногда бывают добрыми», складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии 3 раза.

Каждая стопка фотографий помещается в соответствующем игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.

Методика №3

Изучение уровня самосознания.

Подготовка исследования.

Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно - личностной беседы с детьми:

о желаниях и предпочтениях;

о прошлых и будущих действиях.

Число и характер вопросов жестко не фиксируется, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы:

Вариант 1.

Что ты любишь больше всего на свете?

Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?

Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.?

Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).

Тебе все нравится в детском саду? Что бы ты хотел изменить?

Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?

Вариант 2

.

1.Что ты делал перед тем, как я позвала тебя?

2.Расскажи, что вы делали сегодня на занятии.

Случалось ли с тобой вчера, позавчера или еще раньше что-нибудь интересное (важное, смешное)? Расскажи, пожалуйста.

Что собираешься делать, когда вернешься в группу?

Что будешь делать сегодня вечером или завтра?

Проведение исследования

. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.

Методика №4.

Изучение сформированности образа «Я» и самооценки.

Подготовка исследования

. Приготовить вопросы, помогающие выяснить отношение ребенка к привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим качествам человека и отношение к себе, например.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5