Экологическая тропа и творческая деятельность школьников.

Эта же бригада вместе с учителем определяла объем содержания познавательных экскурсий, составляющие его сюжеты. По каждой теме подготавливался и защи­щался реферат. В дальнейшем сведения из рефератов школьники-экскурсоводы использовали в своем расска­зе.

Первая бригада составила перечень объектов, расположенных в зоне тропы, и определила примерную тематику научных и художественных текстов, призывов и обращений к посетителям парка, которые надо было развесить на стендах и установить вдоль маршрута. Эта работа проводилась совместно с учителями географии, биологии, истории, литературы.

Вторая бригада — организаторы внутришкольной ра­боты. Эта бригада проводила конкурсы на лучший при­зыв, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или ху­дожественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой бригадой. Условия конкур­сов, разработанные учащимися, публиковались в школь­ной стенной печати и становились программой действий для всего детского коллектива школы. Участники кон­курсов создавали свои проекты самостоятельно дома или на уроках черчения, рисования, литературы, в кружках и группах продленного дня. Организаторы конкурсов сами активно участвовали в них, консультировали товари­щей, выявляли наиболее удачные работы. Им помогали учитель-куратор и учителя-предметники.

Третья бригада — изготовители — делала стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными от товарищей эскизами. Работа проходи­лась под руководством учителя труда. Выпиливание и шлифовку досок учитель организовал на уроках труда в четвертых—восьмых классах.

Четвертая бригада — художники-оформители. Полу­чая доски, стенды, знаки от третьей бригады, они их оформляли — выполняли рисунки, писали тексты каран­дашом. Затем доски передавались в группы продленного дня, где ребята выжигали буквы, схемы, рисунки, ор­намент.

Так работа по оформлению тропы приобрела массо­вый характер. В больших коллективах и малых группах, занятых общим делом, школьники привыкали к делово­му общению и взаимопомощи, приобретали умение рас­пределять и рационально использовать время. Шутки, смех, песни были постоянными спутниками работы.

Пятая бригада — экскурсоводы. Это основные «дей­ствующие лица» экологической тропы с момента ее от­крытия. Экскурсоводы подготавливались из числа старшеклассников. Как правило, экскурсово­дами становятся члены первой бригады, срок работы ко­торой непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих ребят особенно велик.

Подготовка экскурсоводов играет большую роль в ов­ладении навыками самообразования. Ребята учатся ра­ботать с научной и публицистической литературой, уста­навливать связи между знаниями по разным предметам, анализируют отчеты своих товарищей, выполненные на экологической практике, которая включает и трудовую природоохранительную деятельность.

В это время учителя организовали встречи школьников с учеными, специалистами в области охраны окру­жающей среды.

В школе каждого экскурсовода консультировал кто-либо из учителей-предметников в зависимости от темы реферата. Помощь оказывали и родители учащихся.

Кульминационным моментом этого периода явилась публичная зашита рефератов, которая проходила на заседании школьного клуба. На защиту приглашались учителя, администрация школы, родители.

К этому времени бригада изготовителей под руковод­ством тех, кто прокладывал маршрут, уже размещала готовые стенды на тропе, маркировала маршрут и уста­навливала дорожные знаки.

Дальнейшая подготовка экскурсоводов связана с вы­ходом на полностью оборудованную тропу, которая ис­пользуется временно в целях подготовки их к роли про­пагандистов экологических знаний. На этом этапе про­исходит слияние теоретических и конкретных знаний школьников. Экскурсоводы учатся использовать в своих рассказах объекты природы, различные проявления антропогенной деятельности, тексты на стендах.

Привыкание к обстановке, вхождение в новую роль—• процесс психологически напряженный. Индивидуальная работа куратора с каждым экскурсоводом сменялась ра­ботой со всей группой. Проводилась пробная экскурсия, слушателями которой являлись все экскурсоводы. Ребя­та давали друг другу советы, создавали проблемные си­туации постановкой неожиданных вопросов.

Перейти на страницу: 1 2 3