Интернет и учителя.

В настоящее время половина школьников уже освоила Интернет. А что же учителя? Чаще всего учителя, которые должны быть двигателями прогресса, сами его же и тормозят. Большая часть преподавательского состава в школах – это люди старшего поколения, выросшие и воспитанные в другой культуре, почти в другой стране. Поэтому нельзя не учитывать личность учителя в процессе «интернетизации». Так же имеет огромное значение отсутствие умений обращения с компьютером.

Отсутствие учета личности учителя в процессе воплощения всего нового в реальную жизнь приводит к нулевым результатам, так как деньги предпочитают вкладывать в компьютеры, а не в повышение квалификации учителей, забывая, что, пока учителя не захотят измениться, никакая инструкция их к этому не принудит. Несмотря на то, что сегодня многие институты повышения квалификации преподавателей проводят обучающие курсы для учителей-предметников, эффективность их на общем фоне информационной неграмотности людей, работающих в школах, довольна низка. Слабое использование технологий учителями в учебном процессе не является чем-то особенным только для нашей страны. Многие страны столкнулись с проблемой нежелания большинства учителей использовать НИТ в учебном процессе. В начале 1999 года департамент образования Германии провел опрос 3500 учителей средней и начальной школ, среди которых только каждый пятый ответил, что он готов к использованию компьютерных технологий в своей преподавательской деятельности. 80% из них обучались на курсах по новым технологиям. И только 20% заявили, что действительно после этих курсов чувствуют себя подготовленными к работе с новыми технологиями.

Некоторые эксперты говорят о психологическом барьере, как об одной из главных проблем для учителей: многие, особенно с возрастом, испытывают страх перед компьютером и долго не могут с ним справиться.

Для разрешения этой проблемы предпринимается ряд мер. Например, с весны 1997 года в Питере педагогов совершенно бесплатно обучают работе в мировой информационной сети. В помещении Информационного центра петербургской школы-лицея № 265 проводятся курсы для преподавателей системы среднего образования С.-Петербурга по использованию Интернета в учебном процессе. Эта программа предназначена для обучения управляющего состава школ, директоров и заместителей директоров, а также учителей работе в мировой сети. В процессе занятий учителя получат необходимые знания для поиска нужной информации, освоят методы общения в сети, смогут создать свою страничку в Интернете, а также научатся проведению совместных конференций с помощью сети. Регулярные занятия в режиме On-line помогут педагогам сформировать свой взгляд на использование Интернета в преподавании предметов школьного курса. Кроме того, Интернет дает новые возможности школам для обмена опытом, международного общения и разработки совместных проектов.

В глобальной сети, безусловно, можно "заблудиться" и бродить по ее бесконечным лабиринтам. Но, действуя грамотно, можно получить богатейший "улов" необходимых в работе материалов, вплоть до электронных учебников. Это особенно актуально в наше время, когда библиотеки обновляются очень скудно.

А в каких веб-ресурсах нуждается сегодня учитель? Ведь на сегодняшний день он все яснее представляет собой не некую усредненную личность, про которую можно сказать, что она преподает, какой-либо конкретный предмет и для которой пишутся методики «Учителю физики», «Учителю литературы» и т.д. Все яснее в последние годы за потребностями в Интернет-ресурсах стало прорисовываться лицо конкретного учителя – консерватора, приверженца традиционной школы, который скептически относится ко всему новому, или новатора, готового это новое «принять и применять». Необходимо учитывать при создании веб-ресурсов образовательного назначения интересы, как тех, так и других учителей. Для учителей – приверженцев традиционной школы необходимо на сайтах представлять программы по учебным предметам школы с поурочным планированием и с указаниями материалов к урокам, которые можно найти только в Интернете. Для учителей-экспериментаторов, желающих активно использовать ресурсы и технологии Интернета в своей учебной деятельности, необходимо рассказывать о международном опыте использования Интернет-технологий в учебном процессе, предлагать принять участие во всевозможных сетевых инициативах: проектах, чатах, телеконференциях и др.