Экспериментальная работа по формированию самоконтроля в процессе обучения математике по системе Эльконина- Давыдова.

1 способ: +

S(г)

Т(пачки)

150

3

10

?

10

10

?

100

1500

30

1)1500 : 3 = 500 (г)

2)500 х 10 = 5000 (г)

2 способ: +

S(г)

Т(пачки)

150

3

3

?

10

3

?

100

50

1

1) 50 х 10 = 500 (г)

2) 50 х 100 = 5000 (г)

3 способ:

?

100

?

3

150

10

?

1) 150 : 3 = 50 (г)

2) 50 х 10 = 500 (г)

3) 50 х 100 = 5000 (г)

Ответ: 500г масса 10 пачек чая; 5000г масса 100 пачек чая.

(После того, как дети решили задачу, решения были обсуждены и вынесены на доску. Затем была проведена беседа.)

Что вы можете сказать о полученных ответах? (Каким бы способом мы не решали задачу, ответы всегда получаются одинаковые.) Какой из этого можно сделать вывод? (Задача решена верно.) Как вы думаете, есть ли нам смысл тратить время и учиться решать задачи разными способами, или достаточно освоить какой- нибудь один способ? (Если мы знаем несколько способов, то можем для решения каждой задачи выбирать более короткий, а еще, решив задачу одним способом, мы можем проверить правильность решения другим способом.)

Составление и решение взаимообратных задач тоже является приемом формирования навыка самоконтроля при обучении математике, и мы использовали его в своем эксперименте. Проиллюстрирует его фрагментом урока.

Содержание фрагмента урока

Комментарии

Дети были разделены на группы, и каждой группе была предложена задача. Задание: построить таблицу к задаче и решить ее по формуле прямой пропорциональности.

1) “Дима и Вася собрали 80 кг винограда за полчаса. Сколько им потребуется корзин, если в каждую корзину вмещается по 20 кг винограда?”

2)“Сколько килограммов вмещается в 4 корзины, если в каждую из них вмещается по 20 кг винограда?”

Дети оформляют решение на доске.

Здесь следует обратить внимание на то, как проводилась работа с задачами после обсуждения решения каждой из них отдельно. Самоконтроль мы формировали в процессе сравнения условий задач и их решений, записанных на доске. На уроке мы повторили, что такое взаимообратные задачи, и обратили внимание на необходимость умения составлять и решать такие задачи. Кроме того, детям было предложено самим составить задачу, обратную данной.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7