Развитие общения дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии в процессе обучения

После установления ведущей формы общения детей со взрос­лым с ними были проведены формирующие занятия с целью развития навыков внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения. В этих занятиях участвовали дети эксперимен­тальной группы. В нее вошли 8 человек (4 воспитанника старшей группы и 4 воспитанника подготовительной группы). Все они владели только ситуативно-деловой формой общения как ведущей для них формой контактов со взрослым; они вступали во внеситуативное об­щение лишь после приложения определенных усилий и при значи­тельной поддержке экспериментатора. Остальные дети (3 из старшей и 4 из подготовительной групп) составили контрольную группу и не принимали участия на втором этапе эксперимента.

Изначально нами предполагалось, что чем выше форма общения, которую экспериментатор предлагает детям, тем в большей мере воз­никает у них необходимость задавать внеситуативные вопросы, пере­ходить от простой констатации фактов к рассуждению на отвлечен­ные темы, что подготавливает переход детей к более высоким, внеси­туативным, формам общения.

В ходе формирующих экспериментов детям предлагалось "теоретическое" сотрудничество в ходе совместной беседы на тему прочитанной книги или рассмотренных картинок. Взрослый сам на­чинал беседу, пытаясь вовлечь в нее испытуемых. От занятия к заня­тию в беседах с детьми экспериментатор затрагивал все более абст­рактные темы, переходя от конкретных фактов к характеристике и оценке разнообразных явлений, от качеств отдельных людей к качествам, присущим людям вообще (доброта, честность и др.). Занятия проводились с двумя подгруппами. Дети были объедине­ны в подгруппы по возрастному признаку (старший и подготовитель­ный к школе возраст).

На первых занятиях обоих типов дети чувствовали себя очень не­уверенно, с трудом вступали в беседу, мало говорили, были безыни­циативными.

Необходимо отметить, что воспитанники старшей группы не ис­пытывали никакого желания прослушать книгу на познавательные темы и экспериментатору приходилось настаивать на своем. К рас­смотрению картинок все дети проявляли больший интерес, чем к чте­нию книг. Во время первых занятий все испытуемые были склонны закончить общение со взрослым сразу после чтения книги или рас­сматривания картинок. Экспериментатору приходилось прилагать немало усилий, чтобы заинтересовать детей, задавать множество во­просов, побуждая их к высказываниям. Причем нужно отметить, что общей беседы для всех детей на первых формирующих занятиях не получилось. Дети фактически отвечали только на поставленный во­прос, не выходя за его рамки, слушали же дети только взрослого, никто из испытуемых не про­являл интереса к тому, что говорили его сверстники. Дети отвлека­лись в это время, начинали играть.

На первых занятиях пришлось ограничиться только обсуждением конкретных событий, имевших место в жизни детей и взрослого, а также просмотренных мультфильмов и прочитанных ранее книг на эту тему. Перейти к обсуждению более отвлеченных и абстрактных тем все так и не удалось.

Подобная картина наблюдалась на первых 2-3 формирующих заня­тиях каждого типа. Затем ситуация несколько изменилась. Во время следующих 3-4 занятий дети стали раскованнее, увереннее, им стало проще вступать в беседу, они больше говорили. Однако уровень ини­циативности испытуемых был низким и ведущая роль во время заня­тий по-прежнему оставалась за экспериментатором.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6