Цели и задачи обучения ИЯ на старшем этапе в условиях средней общеобразовательной школы. Аспекты.

За курс обучения в средней школе учащиеся должны освоить минимум грамматических явлений, который обеспечивает иноязыч­ное общение (в непосредственной и опосредованной формах) в рамках обозначенных программой сфер и тем.

Усвоению подлежат:

— конструкции, выражающие субъектно-предикатные отноше­ния (с глаголами-связками, с глаголами, выражающими принадлежность, и др.);

— грамматические явления, выражающие действие (в настоящем, прошлом и будущем) и характер его протекания, а также модальность (желание, необходимость, возможность и др. ), побуждение к действию и его запрещение;

— средства выражения определенности-неопределенности (артикль, местоимение и др.); единичности-множественности предме­тов, явлений; качеств предметов, действий и состояний; интенсив­ности качества (степени сравнения прилагательных, наречий), по­рядка и количества предметов (количественные1 и порядковые чис­лительные);

— средства выражения определительных и определительно-об- стоятельственных отношений (конструкции, характеризующие предмет по внешнему виду, по наличию или отсутствию признаков, конструкции с инфинитивом, причастием и т. д.), объектных отно­шений (конструкции с прямым и косвенным объектом и др.), субъектно-объектных отношений (залог действительный и страда­тельный); обстоятельственных отношений (пространственные, вре­менные, причинно-следственные, условные, отношения сравнения и др.);

— средства связи предложений и частей текста (структурные и композиционные средства связи; средства, устанавливающие логи­ческие связи между высказываниями; средства, указывающие на объективную и субъективную оценку информации и др.).

В ходе обучения иностранному языку школьники овладевают не только специальными, но и общеучебными навыками и умениями, которые складываются в определенный стиль учебной деятельности, помогающий им не только в освоении содержания обучения иностранным языкам, освоении школьного образования вообще, но и в продолжении образования и включении в производственную деятельность.

Всё общеучебные навыки и умения, которыми школьники овла­девают в процессе изучения предмета, условно подразделяются на четыре группы: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные.

Первая группа умений — учебно-организационные

— связана с формированием у школьников способности работать в различных режимах (учитель — ученик, ученик — ученик, ученик —класс и др.), пользоваться разнообразными техническими средствами обучения, объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Вторая группа умений— учебно-интеллектуальные — увязана с овладением способами мыслительной, деятельности, и приемами логического мышления. В процессе овладения иноязычной речью учащимся приходится сравнивать, сопоставлять, анализировать, си­стематизировать, обобщать языковые явления. Успешность этих действий и овладения языком в целом в значительной мере опреде­ляется умениями наблюдать за функционированием в речи кон­кретного языкового явления, образовывать по аналогии и диффе­ренцировать языковые единицы, пользоваться опорами и ориенти­рами, облегчающими запоминание языковых фактов и их последую- щее воспроизведение и т.д.

В учебно-информационных

навыках и умениях, которые состав­ляют третью группу общеучебных умений, находят отражение способы и приемы самостоятельного приобретения знаний из различ­ного рода источников. В эту группу умений входят умений школь­ников ориентироваться в письменном, и аудиотексте, прогнозиро­вать его содержание, находить нужную информацию, пользоваться различного рода памятками, справочной литературой и т.д.

Учебно-коммуникативные

умения, совпадающие во многом со специальными коммуникативными (речевыми); умениями, проявля­ются, в частности, в культуре общений, т.е. в умениях слушать партнера по общению, прогнозировать его речевое поведение, обо­сновывать свою точку зрения и др.

Перейти на страницу: 1 2 3