Методика изучения самооценки (Т. Дембо-С. Рубинштейн)

Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

Пример шкалы:

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пяти-бальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0-2.5.

2.2 Результаты социометрического опроса.

В результате мы определили следующие диагностические показатели:

а). В результате статусные категории каждого ребенка:

в экспериментальной группе “А”:

лидеры – 9 человек.

предпочитаемые – 3 человека.

принебрегаемые – 8 человек.

отверженные – 5 человек.

в экспериментальной группе “В”:

лидеры – 7 человек.

предпочитаемые – 7 человека.

принебрегаемые – 7 человек.

отверженные – 4 человек.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод (смотри график 3.1.):

в экспериментальной группе “А” более 50% детей имеют неблагоприятный статус, а 48% относятся к первой и второй статусным группам;

в экспериментальной группе “В” более 50% детей имеют благоприятный статус, т.е относятся к первой и второй статусным группам, а 44% имеют третий и четвертый статус.

Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек по определению социометрического статуса (см. график 3.2.) очевидно, что:

в экспериментальной группе “А” 38 % мальчиков имеют первую статусную категорию (лидеры), что на 13 % больше, чем в экспериментальной группе “В” (25 %);

из графика также видно, что: 8 % мальчиков экспериментальной группы “А” относятся к предпочитаемым, а в экспериментальной группе “Б” их –25 %;

к третьей статусной категории относятся 23 % в экспериментальной группа “А” и 33 % в экспериментальной группе “Б”;

к четвертой статусной категории относятся 31 % мальчиков экспериментальной группы “А”, что на 4 % меньше, чем в экспериментальной группе “Б” (17 %).

Сравнив данные графика также можно видеть, что:

в экспериментальной группе “А” 34 % девочек имеют первую статусную категорию, а в экспериментальной группе “Б” - 31 %.

к предпочитаемым относятся 8% девочек в экспериментальной группе “А” и 31 % в экспериментальной группе “Б”;

третью статусную категорию (принебрегаемые) имеют 50 % девочек в экспериментальной группе “А” и 23 % в экспериментальной группе “Б”;

к категории отверженные относятся в экспериментальной группе “А” 8% и в экспериментальной группе “Б” 15 %.

Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе “Б” эмоциональный климат группы для каждого воспитанника более благоприятный, теплый, чем в экспериментальной группе “А”.

б.) В экспериментальной группе “А” уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) можно определить как низкий, т.к. в группе преобладают дети с неблагоприятным статусом – 52 %.

В экспериментальной группе “Б” УБВ – высокий, т.к. большинство детей находятся в благоприятных (1 и 2) статусных категориях – 56%.

Вывод: низкий УБВ в экспериментальной группе “А” означает неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим образом:

Перейти на страницу: 1 2