Система работ по формированию графических навыков младших школьников

Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: 1) зрительных и 2) двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности графического навыка.

«Успешное овладение графическим навыком во многом зависит от знание и выполнение учеником в процессе письма трех видов соединения с последующей буквой: верхнее, нижнее и среднеплавное», - пишет Н.Г. Агаркова.

К верхнему виду соединения

относятся буквы, воспроизведения которых начинается на верхней линейке рабочей строки (разлиновка тетради для 1-го класса) или на середине строки, если ученик пишет в тетради с разлиновкой «в линейку»: , , , , , , , , , , , , , . Исключение составляет буква , так как она начинается чуть ниже верхней линейки рабочей строки или середины строки (в тетради «в линейку»).

К нижнему виду соединения

относятся буквы, которые начинаются чуть выше нижней линейки рабочей строки: , , , , , , , ; к среднеплавному виду

– буквы, начало которых на середине рабочей строки: , , , , , , , , , .

В процессе отработки соединений

букв ученики должны пользоваться следующим алгоритмом

:

1) Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы продолжить до верхней линейки рабочей строки (или середины строки, если тетрадь «в линейку»);

2) Если следующая в сочетании относится к нижнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, немного выше нижней линейки строки;

3) Если следующая буква в сочетании относится к среднеплавному виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно довести до середины строки и, не останавливались, плавно перейти к начертанию первого двигательного элемента.

Значительные трудности овладении первоначальным письмам и в работе графического навыка обусловлены неумением младшего школьника управлять последовательным чередованием напряжения и расслабления мышц руки. Прием тактирования формирует у учащихся умение чередовать напряжение мышц пишущей руки с расслаблением. Это создает благоприятные условия для отдыха руки и позволяет избежать утомления.

При этом ученику необходимо знать, что все линии, которые пишутся сверху вниз – «на себя» (прямые или полуовальные), являются опорными и поэтому воспроизводятся с достаточным напряжением мышц руки. Линии, выполняемые в обратном направлении – «от себя», вверх или в сторону (плавные и полуовальные), пишутся при расслабленном состоянии мышц руки. Все опорные линии надо писать под основной счет («раз-два-три-четыре»), а некоторые – под счет «и».

Таким образом, прием тактирования является инструментом целенаправленного управления ритмикой и пронацией письма, что способствует успешной выработке графического навыка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9