Результаты опытно-экспериментальной работы.

Дискуссионная игра. По условиям дискуссионной игры участники общения реагируют на прочитанное, услышанное, увиденное следующими способами: сообщением дополнительной информации, вопросом, согласием, возражением. Побеждает тот, кто раньше других использует все необходимые формы высказываний, и чьи суждения будут наиболее убедительными. Один из участников выполняет обязанности счетчика – заполняет на доске графы таблицы, подобной приводимой ниже.

Взаимодействие участников проявляется в том, что на все реплики нужно реагировать соответствующим образом, с тем, чтобы всесторонне обсудить предложенный тезис. Итоги обсуждения тезиса «Хорошо живет тот, кто хорошо работает» показаны на таблице (знаком + отмечается каждая реплика, произнесенная участниками дискуссионной игры):

Ученик

Информация

Вопрос

Согласие

Возражение

Игорь Г.

++

+

+++

Таня М.

+++

++

++

++

Лена К.

+

+

Саша П.

++

+

Марина С.

+

+++

++

+

Оля Н.

++

+

+

+

и т.п.

По окончании дискуссионной игры подводят итоги, делается обобщенный вывод, к которому пришли ее участники.

Дискуссионная игра может быть организована с помощью ролевых карточек. Например, при обсуждении проблемы «Каким должен быть современный молодой человек?» учащимся раздаются следующие карточки:

1. Ты считаешь, что современный молодой человек должен заниматься спортом. Согласись с тем, что современный молодой человек должен увлекаться популярной музыкой. Возрази тому, кто считает, что современный молодой человек должен регулярно посещать дискотеку.

2. Ты считаешь, что современный молодой человек должен много читать. Согласись с тем, что современный молодой человек должен много путешествовать. Возрази тому, кто считает, что современный молодой человек –должен увлекаться современной музыкой.

И т.д.

В соответствии с ролевой карточкой каждый ученик имеет возможность открыть дискуссию, т.е. высказать свое первое мнение («Ты считаешь…»), затем, внимательно слушая одноклассников, вступить в открываемую ими дискуссию («Согласись…», «Возрази…»). Такое «запрограммированное» общение постепенно переходит в естественное, в ходе которого каждый высказывает собственные мысли и мнения.

Итак, мы рассмотрели наиболее распространенные формы шести групп приемов, с помощью которых организуется речевое взаимодействие учащихся на уроке иностранного языка. Эти приемы и формы их реализации можно обобщить в виде следующей таблицы:

Приемы

Формы реализации приемов

Интервью

Опрос (анкетирование), «заочное» интервью, тестирование.

Банк информации

Обмен информацией, «детективное расследование.

Поиск пары

Поиск парных изображений, «союзника в споре», «адресата», «подарков ко дню рождения», поиск партнера для деятельности, времяпрепровождения и т.п.

Групповые решения

Прием реализуется в форме телепередачи «Брейн ринг».

Координация действий

«Обмен предметами», расположение фрагментов теста в нужной последовательности, восстановление последовательности изображений, обмен командами.

Дискуссионная игра

Обсуждение прочитанного, услышанного, увиденного, обсуждение проблем с помощью ролевых карточек.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6