Критерии литературного развития

Читательское обобщение начинает формироваться в процессе восприятия слова, колона, периода, то есть в тех непосредственно ощущаемых "сцеплениях", которые образуют художественный текст.

В известном смысле именно художественная речь и есть прежде всего то, что воспринимается читателем, от нее и через нее - все художественное произведение в его сложном единстве. От того, как именно воспримет читатель тот более далекий и более широкий смысл (чем буквально выраженное содержание), возникающий в результате "оживления" художественном контексте скрытых возможностей слова, непосредственно зависит уровень его образного обобщения. От того, как постигнет читатель более широкие (чем чисто текстовые) связи произведения, как раскроется ему весь условный мир произведения, в котором все связано узами художественности, прямо зависит его читательская концепция мира и человека, более или менее точно соотнесенная с писательской.

Мера адекватности этого соотношения может быть измерена (в известном приближении, конечно) с помощью предложенных критериев читательского восприятия. В качестве основных критериев литературного развития выдвинуты критерии восприятия словесно-художественного образа: уровень конкретности представлений и уровень проникновения в художественное обобщение.

Эти два показателя глубины и верности восприятия не могут существовать друг без друга, так как проникновение в художественное обобщение совершается только на основе и в рамках образной конкретизации. Важны оба показателя, недостаточность одного из них - уже свидетельство известной неразвитости читательской мысли.

Огромные трудности изучения читательского восприятия определяются невозможностью обозначить границы между словесной структурой образа и самим образом, так как они "прорастают" друг в друга, составляя не агрегат, а целостный организм. Но эти трудности часто абсолютизируются и превращаются в своего рода принцип "невмешательства" в таинство читательского восприятия, в принцип полного отказа от всяких попыток как то проникнуть в его механизмы.

Воспитание читателя в школе невозможно без изучения его восприятия. Оперируя пока только читательским "отзывом" о прочитанном, владея только методом "срезов", надо по возможности дифференцировать критерии оценки верности и глубины восприятия, совершенствовать и сам метод "срезов", разрабатывая его разновидности и частные приемы.

Опытная проверка критериев литературного развития требует учета многих показателей, обусловливаемых как характером воспринимаемого литературного произведения (вид, жанр, стиль, язык), так и возрастом и индивидуальными особенностями воспринимающего.

Кроме того, должны учитываться показатели не только чтения, но и других видов литературной деятельности учащихся, в частности сочинений литературно-критического и творческого характера, собственное творчество (стихи, рассказы и т. д.), так как основные критерии приложимы ко всей этой деятельности школьников.

Выдвинутые критерии литературного развития имеют методологический характер и, по существу, приложимы к измерению восприятия не только литературы, но и любого другого вида искусства.

Для того чтобы критерии литературного развития обрели вид практических измерителей уровня восприятия словесно-художественного произведения, необходимо их соотнести с такими категориями литературного творчества, которые выражают самые устойчивые свойства литературы как искусства слова. Это, без сомнения, такие древние и в существе своем не меняющиеся в течение тысячелетий формы словесно-художественных произведений, как литературные роды (эпос, лирика, драма).

Перейти на страницу: 1 2 3 4