Обследование артикуляционной моторики в структуре диагностики произносительных дефектов.

Так в случаях с дислалией при тщательном обследовании артикуляционной моторики, т. к. ее достаточное развитие является одним из важнейших условий правильного формирования звукопроизношения, можно встретить трудности в удержании артикуляционной позы языка, его беспокойство, гиперкинезы, тремор, цианичность, саливация, т.е. ее легкую симптоматику дизартрии.

Часто при некоторых нарушениях звукопроизношения, по мнению Е.Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольской, имеет место избирательная неполноценность отдельных мышц, участвующих в процессе артикуляции, нервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами.

При нарушении функции тройничного нерва дети не в состоянии воспроизвести движения для челюстей в полном объеме. Выполняемые движения характерны неточностью, приблизительностью, выполняются с наличием синкенезии, выражающихся в дополнительных движениях губ, языка.

При нарушении функции лицевого нерва для детей со стертой дизартрией характерной выполнение движений не в полном объеме, неточно с пониженным мышечным тонусом, при наличии синкенезии. Отмечается трудность удержания артикуляторной позы, а также трудности и невозможности выполнения и мимических движений.

Нарушение функций подъязычного нерва вызывают трудности в выполнении таких движений, как высовывание языка и удержание его в спокойном состоянии, поднимании и опускании кончика языка, удержании языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом, наличием синкенезий.

Нарушение функции языкоглоточного нерва обуславливает недостаточное поднятие мягкого неба, в ряде случаев с отклонением маленького язычка в сторону. Кроме того, страдает переключаемость движений, т. к. они совершаются с трудом, при длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, медленном темпе, с появлением сопутствующим движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости, плавности.

Таким образом, у детей со стертой формой дизартрии оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляционных движений.

Выявить стертую форму дизартрии поможет деятельное, тщательное изучение артикуляционной моторики:

· Наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности, загибание кончика языка верх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство, изменение конфигурации языка в этом положении.

· Наличие синкенезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх или движение пальцев рук при движении языка);

· Замедленный темп артикуляционных движений;

· Трудность удержания артикуляционной позы;

· Трудность в переключении артикуляционных движений;

· Стойкость нарушений звукопроизношения;

В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы.

Проба 1.

Ребенка просят открыть рот и высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемыкающимися в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

Проба 2.

Ребенка просят выполнить артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с запрокидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4