Организация и проведение занятии

Групповые учебные занятия — основа всей учебно-воспитатель­ной работы по физическому воспитанию. На учебных занятиях ре­шается большой круг задач: сообщаются специальные знания, выяв­ляются и совершенствуются физические способности учащихся, при­вивается любовь к физической культуре и спорту, формируются двигательные навыки. От качества групповых занятий зависит ус­пешное применение всех других форм физического воспитания. По­этому методику проведения плановых учебных занятий следует раз­рабатывать с учетом их связи с другими формами физического вос­питания.

Формами физического воспитания в режиме учебного дня яв­ляются учебные занятия, проводимые по расписанию училища, сасостоятельные занятия по заданию преподавателя и .производствен­ная гимнастика (вводная гимнастика и физкультурная пауза). Для физически слабо подготовленных учащихся могут быть организова­ны дополнительные занятия под руководством преподавателя.

По своей педагогической направленности учебные занятия могут быть комплексными, видовыми, специализированными.

Наилучшая форма учебных занятий по общей физической под­готовке— комплексные занятия, характерной особенностью которых является комплексное применение предусмотренных про­граммой средств физического воспитания в одном занятии. Цель проведения комплексных занятий — обеспечить в каждом занятии разностороннее воздействие средств физического воспитания на ор­ганизм, сформировать и развить различные по своему характеру двигательные умения и навыки, физические качества и подготовить организм учащихся к успешному выполнению программных требо­ваний очередного цикла занятий. Комплексирование программного материала осуществляется по признаку положительного переноса двигательных навыков и физических качеств.

Научные исследования и практика показывают, что комплексное прохождение учебной программы обеспечивает лучшее разрешение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, в том числе и задач, связанных с подготовкой учащихся к выполнению общегосударственных требований Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР».

Характерная особенность видовых занятий заключается в том, что содержание отдельных занятий ограничивается средствами какого-либо одного раздела общей физической подготовки (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.), а последовательность заня­тий по этим разделам определяется временем года или сроками предоставления спортивных сооружений (стадиона, бассейна, лыж­ной станции и др.). С точки зрения общей физической подготовки и разрешения оздоровительных задач видовые занятия менее эф­фективны, так как средствами одного вида нельзя обеспечить нуж­ную подготовку учащихся к успешному выполнению программных требований.

Видовые занятия оправданы в тех случаях, когда комплексирование в одном занятии нескольких видов по организационным (за­нятие в бассейне, на лыжной станции) или методическим (отрица­тельный перенос двигательных навыков или физических качеств) признакам невозможно или нецелесообразно.

Специализированные занятия проводят, когда осу­ществляется специальная профессионально-прикладная физическая подготовка, например, обучение переправам через водные преграды, обучение езде верхом на лошади или на мотоцикле, или когда не­обходимо развить специфические для данной профессии двигатель­ные качества с помощью специальных средств.

Специализированные занятия организуют, если не представляет­ся возможным решить задачи профессионально-прикладной физи­ческой подготовки в рамках общей физической подготовки. В качестве одной из действенных форм занятий в училище про­водятся соревнования в рамках Всесоюзного физкультурного комп­лекса «Готов к труду и обороне СССР» в виде «прикидок», зачетных соревнований по видам комплекса ГТО, а также в виде первенств между учебными группами, учебными подразделениями и др. Содержание такого рода соревнований определяется учебной про­граммой.

Самостоятельные занятия по заданию преподавателя являются важным дополнением обязательных занятий и могут включать в се­бя изучение теоретических вопросов по литературным источникам, составление комплексов гигиенической и производственной гимна­стики, 'выполнение специальных упражнений, направленных на уст­ранение недостатков в физическом развитии или физической подго­товленности и т. д.

Самостоятельные занятия по заданию преподавателя имеют большое воспитательное значение, способствуя внедрению физиче­ской культуры в быт учащихся.

Перейти на страницу: 1 2 3