Условия формирования речи у дошкольников :

Артикуляционный отдел.

Представлен органами артикуляции, которые подразделяются на подвижные и неподвижные. К подвижным относятся : нижняя челюсть, губы, мягкое небо и язык ( подвижны передняя часть языка, кончик языка, передний край, боковые края, спинка языка ; задняя часть языка фиксирована и носит название корень языка ).

Громкость и отчетливость речевых звуков создается благодаря резонаторам.

Резонаторы расположены по всей надставной трубе ( глотка, носовая полость, ротовая полость ). Надставная труба выполняет функцию резонатора и шумового вибратора. Шумовым вибратором являются щели между зубами и губами, между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом и т.д. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. Одновременное включение шумовых и звуковых вибраторов образует звонкие сонорные согласные.

Голосовой отдел.

В состав голосового отдела входят гортань и голосовые складки. Гортань представляет собой широкую короткую трубу, состоящую из хрящей и мягких тканей. Голосовые складки выполняют функцию звукового вибратора. Они вибрируют каждый раз, когда между ними проходит струя воздуха. Благодаря им возникает звук.

Таким образом, периферический речевой аппарат служит для:

а) подачи воздуха;

б) образования голоса;

в) является резонатором, придает звуку силу и окраску.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т.е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти – десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов ( мама, папа ). К году словарь обычно достигает 10 –12, а иногда и большего количества слов ( баба, киса, му, бэ и др.) Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся средством речевого общения, т.е. формируется экспрессивная речь.

В возрасте до трех лет очень часто наблюдается неправильное произношение звуков. Как правило, это так называемое временное ( физиологическое ) нарушение звукопроизношения, причиной которого обычно является недостаточная сформированность, подвижность артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Типично возрастные несовершенства произношения речи у детей :

Согласные звуки произносятся смягченно сюлочки ( чулочки ).

Замена мягких фонем твердыми тота ( тетя )

Не произносят шипящие фонемы

Не произносят звук «р», или заменяют на «л», «в», «й» -- двей, двель (дверь)

Смягчение звука «л» и замена на «j» стуй, стуль ( стул ).

Звуки «г», «к», «х», или отсутствуют, или заменяются на «т», «д».

Затрудняются в произношении слов со стечением согласных.

Перестановка слогов, звуков.

Выпадение слогов.

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. В этот период необходимо развивать пассивный словарь ( слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами ). Постепенно у малыша развивается активный словарь ( слова, которые он употребляет в своей речи ).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5