Нейрофизиологические основы развития ребенка.

Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

б. Специализация полушарий головного мозга.

Головной мозг человека ( как и мозг животного ) состоит из двух симметричных половин – правого и левого полушарий. У животного оба полушария выполняют одну и ту же работу. У человека же в процессе его исторического и общественного развития полушария мозга получили разные «специальности», т.е. происходит разделение функций между левым и правым полушарием. На долю левого полушария выпадают такие важные функции, как речь, письмо, счет, сложные формы аналитической деятельности ( логическая, математическая ), на долю правого – конкретно - образная деятельность ( распознавание предметов внешнего мира по зрительному образу, звукам, сложным геометрическим и цветовой характеристике ). Многие факты, полученные в области изучения межполушарных отношений советскими учеными ( В.М. Мосидзе, Е.П. Кок, В.М. Деглиным, Л.Я. Балоновым, С.В. Бабенковой и др. ) а также американскими исследователями ( Р. Сперри, Дж. Богеном и М. Газзанигой, Б. Милнер и т.д. ), позволили сделать вывод о том, что каждое полушарие представляет собой целостную систему, которая обслуживает определенный вид мышления – образный ( правое полушарие ) или отвлеченный словесный ( левое полушарие ). Левое полушарие называют преобладающим, или доминантным.

У здорового, нормального человека оба полушария работают согласованно. Согласованная деятельность обоих полушарий делает возможным объединение физиологических механизмов образного и отвлеченного мышления. Если взять, например, речевую функцию, то можно видеть, что совместная работа правого и левого полушарий позволяет нам одновременно и воспринимать смысловое содержание слышимых слов, и различать, кто говорит – мужчина или женщина, знакомый или незнакомый человек, с какой интонацией и т.д. В осуществлении движения конечностями также участвуют оба полушария, при этом в «ведении» левого полушария находятся правые рука и нога, а в «ведении» правого – левые рука и нога. Это связано с тем, что моторные нервы, идущие от головного мозга, в спинном мозге перекрещиваются ( см. рис.).

У подавляющего большинства людей (95%) вследствие доминирования левого полушария преобладающей, или ведущей, более активной является правая рука. Поэтому работать, писать и есть с помощью правой руки привычно считается единственно нормальным. Однако у некоторых людей в процессе развития головного мозга логико-аналитические функции сосредоточиваются в правом полушарии, а конкретно-образные – в левом. В этом случае доминирующим становится правое полушарие и, следовательно, преобладающей – левая рука. Никто пока не может объяснить, почему часть людей правши, а часть – левши и почему праворуких людей значительно больше, чем леворуких, но ясно одно: леворукость – не порок и не дефект. Оба варианта развития нормальны.

Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться преимущественно правой или левой рукой отмечается только у людей. Животные примерно с одинаковой частотой пользуются обеими лапами.

Очень интересные данные о развитии праворукости у людей собраны археологами. Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже оказываются приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие праворукости нуждами военной деятельности – левой рукой они прикрывали с помощью щита сердце, а правой наносили удар.

Все эти факты получены в исследованиях на взрослых людях. А как же обстоит дело у детей? Представляет собой «межполушарная специализация» врожденное явление или она вырабатывается?

Когда ребенок родится, у него не удается обнаружить различий ни в строении, ни в деятельности правого и левого полушарий. В их симметричных точках имеется идентичная по характеру нервных клеток и степени их развития мозговая ткань. На втором году жизни ребенка начинают выявляться некоторые различия – формируются речевые области в левом полушарии и их развитие к двухлетнему возрасту достигает высокой степени. По мнению некоторых морфологов ( например, Е.П. Кононовой ), развитие речевых областей к этому сроку можно считать в основном законченным. К двухлетнему же возрасту выявляются и функциональные различия между полушариями.

Перейти на страницу: 1 2 3 4