Генезис программированного обучения

Полезным средством достижения упомянутых перемен может при этом оказаться, по мнению Скиннера, програм­мированное обучение по линейной системе, так как его принципы вытекают из положений охарактеризованной выше концепции инструментального учения. К числу важнейших среди них относятся:

1. Принцип

малых шагов. Согласно этому принципу, учебный материал следует делить на возможно малые час­ти (шаги, микроинформации), потому что ученикам ими легче овладеть, чем большими.

2. Принцип

немедленного подтверждения ответа. По замыслу этого принципа сразу же после ответа на со­держащийся в программированном тексте (программе) вопрос или после заполнения имеющегося в рамке про­бела (пробелов) ученик должен проверить, правильно ли он ответил. Для этого он должен сравнить собственный ответ с правильным, помещенным в программе чаще всего с правой стороны рамки. Нужно подчеркнуть, что только в случае полного совпадения ответов учащийся может перейти к изучению очередной рамки программы.

3. Принцип индивидуализации темпа учения. Этот принцип требует, чтобы учащиеся, проходя поочередно через все рамки программы, работали в оптимальном для себя темпе, потому что только тогда они смогут достичь соответствующих результатов в учении.

4. Принцип постепенного роста трудности. Следствием его соблюдения является то, что значительное в первых рамках число так называемых наводящих указаний, кото­рые облегчают учащимся заполнение пробелов в тексте, постепенно уменьшается, в результате чего увеличивается степень трудности программы.

5. Принцип дифференцированного закрепления знаний.

Применительно к этому принципу каждое обобщение, присутствующее в тексте программы, необходимо повто­рить несколько раз в различных содержательных кон­текстах и проиллюстрировать с помощью достаточного количества тщательно подобранных примеров.

6. Принцип единообразного хода инструментального учения.

Этот принцип определяет процесс учения по про­граммам с линейной структурой следующим образом:

« ученик подвергается воздействию упорядоченной цепи (совокупности) раздражителей (микроинформации),

• на которые реагирует специфическим образом, т. е. конструирует ответы, причем:

« его реакции сразу же позитивно или негативно оцениваются путем сравнения собственных ответов с со­держащимися в программе,

• в результате, допуская мало ошибок и закрепляя верные реакции,

• он приобретает знания «малыми шагами». Графическую структуру линейной программы представ­ляет схема на рис. 1.

Рис. 1. Схема линейной программы.

Кружочки в отдельных эллипсах, символизирующих рамки программы, означают элементы содержания, кото­рыми учащиеся должны овладеть. Особо важные элементы выступают дважды в пересекающихся между собою эллип­сах. Стрелка указывает путь, по которому должны пройти все учащиеся, пользующиеся программой. Этот путь про­ходит по прямой линии, отсюда и происхождение назва­ния программы: прямолинейная, или линейная.

ЗБ

Закрепляющий блок

Программа линейная ( .)

1. Согласно Скиннеру, автору линейной про­граммы, процесс учения протекает правильно и приводит к хорошим результатам тогда, когда учащийся постепенно усваивает материал малы­ми шагами и не допускает при этом ошибок

скиннеровская

2. Требование предупреждения ошибок обра­зует основу . программы

линейной

3. Чтобы предупредить возникновение ошибок в процессе учения, материал программы должен быть поделен, согласно ., на возможно (малые, большие) шаги (порции, дозы)

Скиннеру

малые

4. Переходить к следующему шагу программы можно только тогда, когда ученик хорошо овла­деет содержанием . шага

предыдущего

5. Чтобы проверить, овладел ли учащийся со­держанием данного шага, следует сравнить дан­ный им ответ с правильным ответом, помещен­ным с правой стороны данной . программы

рамки

6, Только в случае (какого?) . ответа, т. е. заполнения пробела или пробелов соответствую­щим словом (словами), ученик может перейти к . рамке программы

правильного (или синоним)

следующей

7. В линейной программе содержание всех рамок является (одинаковым, разным) для всех учащихся, изучающих данный программирован­ный текст, в связи с чем индивидуализация состоит только в выборе оптимального .,, учения

одинаковым

темпа

8, Фактором, активизирующим действия уча­щегося во время работы с линейной программой, оказывается построение ответа, т. е. заполнение имеющихся в тексте .

пробелов

9, Линейная программа была создана раньше . и смешанной программ

разветвленной

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10