Технология обучения

Особенности групповых занятий.

Современная технология обучения связана с самообразованием и групповыми формами организации учебного процесса. Обучение при этом должно быть распространено на каждого студента индивидуально.

Индивидуализация предполагает ориентацию обучения на типологические особенности студентов. В процессе обучения приходится учитывать, что студенты обладают неодинаковым развитием и степенью подготовленности, у них различные особенности нервной системы. Все они разные. Все они по-разному относятся к учебе, к данной учебной дисциплине, к своим успехам и неудачам. Они по-разному проявляют эмоции и волю. В процессе учебы у студентов по-разному развивается мышление, по-разному формируется познавательный интерес, способность к самообучению и самостоятельному добыванию знаний.

В студенческих группах (коллективах) складывается своя иерархия и действуют свои механизмы ранжирования – ранжирование по психологическим типам. Наиболее сильные психологические типы – экстраверты и особенно сенсорно-логические экстраверты становятся лидерами в группе. Они подавляют более слабые психологические типы – интровертов [5, 6]. Интроверт по складу своего характера делает все медленно, пропускает через себя и осмысливает информацию малыми порциями. Поэтому при обучении в группе он всегда отстает от экстравертов. Догонять лидеров группы интроверт может только путем самостоятельных дополнительных занятий вне группы.

Таким образом, при групповой форме организации учебного процесса помимо занятий с преподавателем необходима организация самостоятельной работы студентов вне группы.

Понятие об образовательном процессе.

Образовательный процесс в современной отечественной дидактике часто рассматривается в виде статической модели, которая включает такие компоненты как цель, содержание образования, методы, средства и организационные формы обучения [7].

Реальный образовательный процесс проходит в динамике и понимается как взаимодействие деятельности преподавателей и студентов, направленной на достижение учебных целей, задач обучения, развития и воспитания, на формирование знаний, умений и навыков. Деятельность преподавателя и деятельность студентов являются главными составляющими реального образовательного процесса.

В профессиональной деятельности преподавателя всегда присутствуют три сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап

используется преподавателем для планирования содержания, целей, технологии обучения на занятиях по данной учебной дисциплине. Составляя рабочую программу преподаватель определяет содержание образования на лекциях, практических, лабораторных и других видах занятий, осмысливает и конкретизирует цели обучения, развития и воспитания, структурирует содержание образования, выделяя в не основные дидактические единицы учебной информации.

При составлении рабочей программы по учебной дисциплине преподаватель пользуется нормативной и учебно-методической документацией (государственным образовательным стандартом, учебным планом специальности, графиком организации учебного процесса).

Перейти на страницу: 1 2